Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630112, г.Новосибирск
ул. Красина 54, офис 706
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Опыт реализации инвестпроектов по комплексной газификации и теплоснабжению населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока

29 ноября 2011 г.

За период 2007 - 2010гг. ООО «ПФ «Октан» разработало и реализует инвестиционные проекты по развитию систем теплоснабжения коммунального комплекса в Новосибирской и Томской областях, Ямало-Ненецком Автономном Округе, Республиках Алтай и Саха (Якутия), на общую сумму капитальных вложений 1 038 млн.рублей.

Исполнительный Директор ООО ПФ «ОКТАН» – Шкапов Д.А.

На практике, при принятии решения об инвестировании в строительство нового теплоисточника, очень часто используется принцип достаточности установленного тарифа для старого теплоисточника, который надлежит заместить. То есть, при определении целесообразности инвестиций в систему коммунального комплекса инвестором и соблюдения интересов потребителей (доступность приобретения и оплаты услуги) используется несложная формула: тариф нового теплоисточника равен тарифу старого теплоисточника. Для потребителя этого достаточно, так как, его расходы на оплату тепловой энергии значительно не возрастут (в пределах индексирования). Инвестору это может быть выгодно, если размер индексированного тарифа старого теплоисточника позволяет эксплуатировать модернизированный теплоисточник с меньшими эксплуатационными расходами и окупать мероприятия по повышению эффективности теплоисточника.

В регионах со сложившимся низким уровнем тарифов на тепловую энергию, по причине непрозрачной, излишне политизированной и не синхронизированной в течение регулируемого периода с изменением цен на энергоресурсы системой формирования тарифов; с непрогнозируемым ростом инфляции и другими внешними для коммунальной организации факторами, возможно, частичное покрытие финансовых потребностей инвестиционных программ за счет увеличения доходной части путем эксплуатации существующих рентабельных муниципальных котельных, по договору аренды с администрацией муниципального образования либо финанси- рованием из бюджета соответствующего уровня. Например, сохранение бюджетной составляющей на компенсацию по топливу (мазут, нефть) на срок окупаемости проекта.

В общих случаях экономический эффект от модернизации источников теплоснабжения ЖКК достигается:

  • переводом с одного вида топлива (более дорогого, низкоэффективного) на другой.
  • заменой изношенного, морально и физически устаревшего, в некоторых случаях, аварийного оборудования на высокотехнологичное котельное оборудование производства ООО ПФ «Октан» и сторонних производителей. Чем достигается максимальная эффективность сжигания топлива, надежность эксплуатации и как следствие, экономия энергоресурсов, снижение количества аварий и повреждений в системах теплоснабжения с уменьшением затрат на ликвидацию последствий.
  • сокращением эксплуатационных расходов путем снижения расходов на заработную плату и организацию рабочих мест. Уровень автоматизации котельных на жидком и газообразном топливе позволяет эксплуатировать котельные без постоянного присутствия персонала с одним диспетчером на диспетчерском пункте.
  • сокращением сроков и затрат на строительство котельных за счет сборки готовых модулей в заводских условиях, с последующей транспортировкой и монтажом на месте эксплуатации.

К вопросу Кредит или Лизинг?

Финансовыми источниками осуществления инвестиционных вложений для производственного предприятия являются собственные либо заемные средства (преимущественно в виде кредита). На разных этапах рыночных отношений, взаимоотношения кредитора и заемщика закономерно вступают в определенное противоречие, которое выражается в высокой рискованности долгосрочного кредитования для кредитора и чрезмерной стоимости заемного капитала - для заемщика, что фактически приводит к сужению рынка долгосрочного кредитования. Планируя модернизацию теплоисточника, требующую покупки нового оборудования, организации коммунального комплекса и администрации муниципальных образований зачастую либо совсем не рассматривают лизинг, отдавая предпочтение привычным, во всех тонкостях знакомым инструментам, либо сразу отвергают его, узнав, что лизинговые платежи выше платежей по кредиту. А между тем расчеты показывают, что более высокие лизинговые платежи порой с лихвой компенсируются совокупностью преимуществ лизинга и положенных ему налоговых преференций. В настоящее время в условиях существенного сжатия рынка долгосрочного кредитования и бюджетного финансирования лизинг может рассматриваться в качестве перспективного направления финансового обслуживания инвестиционного процесса в сфере ЖКК. Условия предоставления кредитов у банков очень жесткие, а сами кредиты краткосрочные.

Схемы реализации проектов

Схема 1. Лизингополучатель «Октан» (инвестор)

После принятия решения о реализации инвестиционного проекта, перед началом строительства, с администрацией муниципального образования (поселения) заключается инвестиционное соглашение. Данное соглашение закрепляет обязанности сторон по реализации инвестиционного проекта на этапе строительства, формализует с администрацией имеющиеся здесь политические, финансовые, технологические, экономические и другие риски, связанные с инвестиционной деятельностью. С целью полного контроля, и снижением риска невыполнения обязательств по возврату инвестиций, создается организация коммунального комплекса - аффилированная инвестору.

При достаточном и своевременном финансировании за счет привлечения краткосрочных кредитов, и как следствие полной комплектации оборудованием и материалами, ООО «ПФ «Октан» осуществляет строительство объектов теплоснабжения в течение 3-4 месяцев.

По мере готовности источников теплоснабжения заключаются договора поставки (купли-продажи), финансовой аренды (лизинга). Органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.

Преимущества данной схемы для Инвестора:

а) по окончании возврата инвестиций, формирование собственности у инвестора, которая впоследствии может выступать в качестве обеспечения по кредитам для развития производственной деятельности;
б) безубыточный бизнес (объем выручки, обороты);
в) более привлекательные условия по лизингу;
г) гарантия оптимального подбора оборудования и эффективная эксплуатация.

К недостаткам можно отнести:

а) отвлечение собственных оборотных средств (аванс по лизингу) инвестора и как следствие ограничение количества реализуемых проектов;
б) дополнительный политический риск при недостаточности установленного регулирующим органом тарифа или (и) при недостатке инвестиционной составляющей в тарифе. В результате дополнительное отвлечение оборотных средств инвестора на покрытие убытков.

Схема 2. Лизингополучатель администрация МО

В данной схеме лизингополучателем выступает администрация муниципального образования, в свою очередь, передающая предметы лизинга по договорам сублизинга организации коммунального комплекса (МУП).

К преимуществам данной схемы для администрации можно отнести:

а) тепловые источники остаются в собственности муниципалитета;
б)сбалансированный бюджет муниципалитета(лизинговые платежи компенсируются платежами по сублизингу);
в) привлекательные условия лизинга за счет гарантий бюджета;
г) долгосрочный договор лизинга (до 10 лет).

К недостаткам:

а) отсутствие частной (предпринимательской) инициативы снижает общую эффективность;
б) возможность злоупотребления с ценами приводит к риску для эффективности проекта;
в) отсутствие понимания прибыльности такого бизнеса;
г) источник средств на выплату аванса по лизингу.

Схема 2. Лизингополучатель управляющая компания

Схема, в которой лизингополучатель управляющая компания.
К положительным моментам можно отнести:

а) котельные переходят в собственность компании;
в) гарантии платежей (безакцептное списание) в адрес ЛК при разделении платежей в РКЦ.

Отрицательные:

а) дополнительный политический риск при недостаточности установленного регулирующим органом тарифа или (и) при недостатке инвестиционной составляющей в тарифе;
в) худшие условия по лизингу.


ООО ПФ «Октан»
644073,г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 35
тел: (3812) 71-73-89, 71-75-03, 47-06-35
факс: (3812) 47-06-30
Web www.octane.ru
E-mail octane@octane.ru
Директор Макеев Олег Кузьмич

Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить