Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630112, г.Новосибирск
ул. Красина 54, офис 706
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Внутридомовое газовое оборудование – как обеспечить безопасность?

05 октября 2017 г.

АО «Омскгоргаз» является основным поставщиком сжиженного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения города Омска, и, одновременно, специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Ни для кого из присутствующих не секрет, что газ, используемый населением, при определенных обстоятельствах является источником повышенной опасности и требует применения мер, направленных на обеспечение безопасности населения и жилища.

Поэтому, вопросы обеспечения безопасности газового оборудования не снижают своей актуальности, что постоянно подтверждается трагическими событиями, связанными с взрывами газа в жилых домах.Практически еженедельно СМИ сообщают о чрезвычайных ситуациях, которые происходят в результате взрывов бытового газа в жилых и нежилых помещениях в городах и селах на всей территории страны. Нередко эти случаи сопровождаются не только локальным возгоранием в помещениях, но и приводят к разрушению квартир, обрушению целых этажей и подъездов жилых зданий. К сожалению, не обходится и без человеческих жертв.

Статистика последствий взрывов, произошедших в 2008-2015 годах, отражена на диаграмме:

В Сибирском Федеральном округе за последние три года произошло 13 взрывов газа, в том числе 2 в Омской области: 6 апреля 2014 года в пос. КонезаводскийМарьяновского района Омской области, пострадало 14 человек, из них 5 человек погибло, частичное обрушение перекрытия; 22 сентября 2015 года в двухэтажном доме по ул. 1-я Тепловозная в Омске, пострадали 7 человек, один из которых погиб, произошло обрушение 2 квартир второго этажа. Впоследствии дом снесен.

В городах России только в 2016 году произошел целый ряд взрывов бытового газа - 11 января в Воронеже три постарадавших,одна скончалась. Взрыв повредил семь квартир. 16 февраля в Ярославле в пятиэтажном доме в результате взрыва газа обрушились пять этажей. Погибли семь человек, в т. ч. двое детей. Здание снесено.23 февраля в г. Черняховске (Калининградская обл.) при взрыве баллона с бытовым газом погиб мужчина. Взрыв вызвал пожар.4 мая в г. Балаково в девятиэтажном доме при взрыве газа погибла 75-летняя женщина и еще шесть человек пострадали (в т. ч. женщина с грудным ребенком), пожар. 30 мая в Уфе погиб мужчина, выпавший из окна в результате взрыва скопления бытового газа. 6 июня в Оренбурге, в 9-этажном доме произошел взрыв газа, госпитализированы три человека, один скончался от полученных ожогов. 17 июля в станице ВыселкиКраснодарского краяв пятиэтажном доме произошел взрыв газа, пострадали пять человек, в т. ч. трое детей, один мужчина скончался в больнице. 5 сентября в г. Старый Оскол (Белгородская обл.) в жилом доме взрыв газа. Погибла семья из 4 человек, двое несовершеннолетних. 4 октября в пос. Ильинское-Хованское (Ивановская обл.) взрыв газового баллона, обрушился подъезд. Погибли три женщины, один пострадал.7 октября в Балашихе взрыв газа,погиб мужчина.23 октября в Рязани взрыв газа в десятиэтажном доме, погибли семь человек,пострадали 16 человек, в т. ч. один ребенок,разрушено 14 квартир, семь повреждены. 6 ноября в г.Иваново, в результате двух взрывов в двухэтажном доме из под завалов было извлечено 9 человек, пятеро, в том числе ребёнок, погибли, еще семь человек пострадали.

Города, пострадавшие только за 2017 год: Волгоград, Минеральные Воды, пос.Веселовка Черняховского городского округа Калининградской области, Моршанск, Тамбов, Таганрог, Сочи, Саратов.

Полагаем, без малейшего преувеличения можно сказать, что от взрывов газа страдает вся страна.

Неутешительная статистика взрывов бытового газа в России начинается с 1992 года. Реформы привели к передаче устаревшего газового оборудования в муниципальную собственность, отстранив от участия газораспределительные организации. Страна, переходившая на рыночные отношения, не в состоянии была уделять достаточное внимание контролю безопасности эксплуатации бытового газа. В новых структурах власти не было достаточно грамотных специалистов. Позже изменения коснулись непосредственно газового оборудования в жилых домах.

Системные причины происходящего обусловлены, прежде всего, принятием в 1990-х — начале 2000-х годов ряда нормативных документов, которые практически разрушили систему контроля внутридомового газового оборудования.

Начало этого процесса можно отнести к 1992 году, когда в России началась приватизация. Внутридомовое газовое оборудование, которое раньше находилось на балансе газораспределительных организаций (ГРО) в основном перешло в муниципальную собственность.Следует отметить, что ГРО продолжили следить за состоянием ВДГО, поскольку в тарифе на транспортировку газа, на СУГ были заложены расходы на его обслуживание, но не на ремонт. Поэтому о замене изношенных внутридомовых газовых коммуникаций, особенно в условиях разразившегося в те годы экономического кризиса, даже речь не шла.

С каждым шагом — только хуже.

1994 год: принято решение о создании жилищных инспекций, которые должны были контролировать безопасность предоставления коммунальных услуг. Итог — реально безопасностью ВДГО эти органы практически не занимались.

1997 год: принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Итог — газовое оборудование жилых зданий исключено из списка опасных производственных объектов и тем самым выведено из поля зрения Ростехнадзора.

2003 год: введены в действие «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления». Итог — государство практически сняло с себя ответственность за безопасность систем газоснабжения в жилых домах, поскольку действие этих правил не распространялось на газовое оборудование жилых зданий.

2005 год: со вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ введен институт управляющих компаний, которым было делегировано право либо заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание ВДГО, либо заниматься этими вопросами самим. Итог — деятельностью по техобслуживанию и ремонту ВДГО смогли заниматься организации, не имеющие соответствующего опыта и квалификации.

2006 год: решением Федеральной службы по тарифам затраты на обслуживание ВДГО стали изыматься из розничной цены на газ, а техобслуживание и ремонт начали осуществляться только по заявкам жильцов и за отдельную плату. Итог — сознательные жильцы могут сколько угодно вызывать газовиков и платить им за обслуживание, но все равно они рискуют в любой момент стать жертвой нерадивого соседа, которого совершенно не интересуют вопросы безопасности.

В результате проведенных реформ, сравнительная статистика взрывов газа в России выглядит следующим образом:

  • с 1988 по 2001 гг. (14 лет) от аварий в России пострадало 50–80 человек;
  • в 2005 году из жизни ушло 154 человека;
  • в 2006 году – погибло 208 человек.

В сложившихся условиях было инициировано принятие в 2008 году постановления Правительства РФ No549, вводившего в действие «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». В этих правилах были прописаны два ключевых для безопасности ВДГО положения.

Во-первых, был определен правовой статус организаций, имеющих право обслуживать ВДГО - так называемые специализированные организации.

В соответствии с Правилами No549 в первоначальной редакции, «специализированная организация» - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы».

«Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, определение специализированной организации было уточнено: в абзаце девятом пункта 3 слова «либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы» были исключены.

Во-вторых, газоснабжающим организациям было запрещено заключать договоры поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО со специализированной организацией.

К сожалению, это не решило проблем: как наличия организаций, которые занимаются деятельностью по техобслуживанию и ремонту ВДГО, не имея соответствующего оснащения, квалификации, и допуска (порядок предоставления допуска к соответствующей деятельности так и не был, за 9 лет с даты принятия Постановления, разработан и принят; указанное служит контролирующим органам основанием для отказа в рассмотрении жалоб поставщика на деятельность организаций, соответствующего допуска никогда не имевших), так и, учитывая нормы статьи 540 ГК РФ, пункта 14 Правил No549 – поставки газа при отсутствии договора на ТО ВДГО.

До настоящего времени, с учетом поправок, внесенных Постановлением No410, право на осуществление деятельности по ТО и ремонту ВДГО имели специализированные организации – «газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу». Указанное соответствует определению, приведенному в Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, с учетом Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826.

К сожалению, сложившаяся негативная тенденция по принятию норм, ухудшающих ситуацию, продолжается.

Сейчас подготовлены поправки в нормативные акты, содержание которых вызывает серьезную озабоченность.

Письмом от 23.06.2017 года NoД26и-411 в АО «Омскгоргаз» поступило предложение о рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»,разработанного Минстроем России.

В соответствии с Пояснительной запиской к проекту, проект разработан в целях исполнения решения Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2013 года по делу NoАКПИ 13-826 (Решение NoАКПИ 13-826). В форме сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия указано, что проект постановления направлен на повышение качества работ по ТО ВДГО, целью является установление требований к организациям, осуществляющим соответствующую деятельность; указано на необходимость внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие доступ на данный рынок организаций, отвечающих требованиям, которые позволят обеспечить безопасность использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Необходимость установления требований обоснована большим количеством аварий вследствие неудовлетворительного состояния газового оборудования жилых зданий.

Проект предполагает изменение понятия специализированной организации и принятие его в редакции:

«Организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также по аварийно-диспетчерскому обеспечению, соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410».

При этом Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 признаны недействующими Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (Правила No410),лишь в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

«Правилами No410» в редакции, действовавшей до вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 (пункт 2), понятие “специализированная организация” было сформулировано следующим образом - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудованияи имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Указанным решением Верховного суда ряд норм Правил был признан недействительным в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Таким образом, с учетом Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 , на текущий момент законом определено, что «Специализированная организация» - газораспределительная организация, допущенная (получившая допуск) в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудованияи имеющая аварийно-диспетчерскую службу (п. 3 Правил No549, п. 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, далее – Правила No410).

Предлагаемая проектом редакция, несмотря на утверждение о разработке его во исполнение Решения NoАКПИ 13-826, выходит далеко за рамки поименованного решения, и исключает из существующего нормативного определения требования:

  • По наличию у специализированной организации статуса ГРО,
  • по получению допуска к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО,
  • по наличию аварийно-диспетчерской службы.

Взамен исключаемых требований разделом IX вводятся требования, которые, по существу, сводятся к:

  • наличию персонала, имеющего профильное образование (без конкретизации требований к такому образованию и составу сотрудников, которым предписывается его иметь),
  • разработке и наличию должностных и производственных инструкций (без установления требований к их соответствию каким бы то ни было нормативным актам),
  • периодической аттестации персонала (аттестационными комиссиями по месту работы, без внешнего контроля); при этом требований к аттестации самих аттестационных комиссий, порядку ее проведения, и органу, проводящему аттестацию, проектом не установлено;
  • проведению обучения по типовым программам, разрабатываемым лицензированными образовательными учреждениями (без установления обязательных требований к таким программам), повышению квалификации в лицензированных образовательных учреждениях (без установления конкретных требований к таким образовательным учреждениям),
  • прохождению инструктажа по внутренним регламентам организации,
  • оснащению соответствующими приборами и материалами (без установления требований к его составу),
  • наличию программ ТО и проверки такого оборудования, графика поверки средств измерений.

Одновременно, государственный жилищный надзор наделяется полномочиями по проведению проверок по наличию договора со специализированной организацией, соответствующей указанным требованиям. Одновременно, функций надзора за ведением соответствующей деятельности не возложено ни на один государственный орган.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в редакции, действующей до 01.07.2017 года,было установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В указанный Перечень включены такие виды работ, как:

  • 19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно
  • 19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

Таким образом, до 01.07.2017 года для получения права на осуществление работ на ВДГО необходимо было получение свидетельства СРО. Указанное подтверждается и правовыми позициями Верховного Суда РФ, выраженными в Апелляционном определении от 30.09.2014 N АПЛ14-414,Постановлении No309-АД15-13372 от 30.10.2015 года.

С 01.07.2017 года вступает в силу новая редакция, введенная в действие Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новая редакция требования, изложенного выше, уже не содержит.

Таким образом, в случае принятия указанного проекта, специализированной организацией будет считаться любая организация, вышедшая на рынок ТО ВДГО, выполнившая минимальные требования, заложенные в проекте, действие которой будет осуществляться без возможности какого бы то ни было контроля со стороны государства.

При этом специализированная организация наделена исключительным правом выполнять любые работы на ВДГО/ВКГО, по отношению к обслуживаемым домам.

Указанное является потенциально опасным, учитывая, что все работы, связанные с отключением и возобновлением подачи газа в сети газопотребления, в том числе на газоиспользующем обрудовании, само техническое обслуживание газопроводов и газоиспользующего оборудования (в том числе бытового), ремонт и переустройство, локализация и ликвидация аварий являются газоопасными (п.5.1.8 ГОСТ Р 54961-2012).

Исключение требований по получению допуска к производству соответствующих работ, вместо разработки порядка такого допуска, исключение требований по наличию у специализированной организации АДС, при:

  • отсутствии органа, осуществляющего государственный контроль за организациями, осуществляющими соответствующую деятельности, и за самим техническим обслуживанием и ремонтом ВДГО,
  • введении полномочий лишь для ГЖИ и лишь на проверку наличия договора с организацией, имеющей соответствующий персонал и инструкции,
  • исключении требования о наличии свидетельства СРО, вместо ужесточения требований к организациям, от которых напрямую зависит безопасность газоснабжения населения Российской Федерации, соответствующие требования существенно снижает, и, как следствие, повлечет за собой полную бесконтрольность деятельности организаций, ведущих соответствующую деятельность, негативно скажется на безопасности газоснабжения, и поставит под угрозу даже существующий уровень защищенности населения от возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим обслуживанием ВДГО.

2. В настоящее время осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения регламентируется пунктом 7 «Порядка» No410, который изложен в редакции:

«7. Аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой специализированной организации незамедлительно по поступлении информации об аварии или о ее угрозе и при необходимости без соблюдения требования о предварительном предупреждении заказчика об обеспечении доступа в помещение, в котором расположено газоиспользующее оборудование, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования о приостановлении подачи газа, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.

Для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными планами взаимодействия.

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении».

Наряду с исключением обязанности специализированной организации иметь аварийно-диспетчерскую службу, проектом предусмотрено внесение изменений в пункты 6 и 7. Пункт 7 изложен следующим образом:

«7. Аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно незамедлительно по поступлении информации об аварии или о ее угрозе и при необходимости без соблюдения требования о предварительном предупреждении заказчика об обеспечении доступа в помещение, в котором расположено бытовое газоиспользующее оборудование, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования о приостановлении подачи газа, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством РФ и настоящими Правилами одни из двух способов:

Самостоятельно (в случае, если такая организация имеет в своем составеаварийно-диспетчерскую службу, осуществляющую на праве собственности или ином законном основании техническую эксплуатацию (техническое обслуживание) сети газораспределения и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям (за исключением случаев, когда использование внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженных углеводородных газов);

Посредством заключения договора (соглашения) об аварийно-диспетчерском обеспечении с организацией, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, осуществляющей на праве собственности или ином законном основании техническую эксплуатацию (техническое обслуживание) сети газораспределения и оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям (за исключением случаев, когда использование внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженных углеводородных газов), без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении между заказчиком и исполнителем.

Для локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными планами взаимодействия».

Одновременно, пункт 6 предлагается принять в редакции:

«6. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования а также аварийно-диспетчерское обеспечение выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем».

Анализ приведенного фрагмента показывает следующее:

  • Формулировка, приведенная в третьем абзаце пункта либо содержит ошибку в управлении, предписывая АДС специализированной организации самостоятельно осуществлятьна праве собственности или иной законном основании техническую эксплуатацию (техническое обслуживание) сети газораспределения иоказывать услуги, связанные с подачей газа потребителям, либо выделяет такую АДС как самостоятельное юридическое лицо, наделенное правами осуществлять право собственности и от своего имени осуществлять какие-либо действия; в последнем случае буквальное следование норме, в случае ее принятия, повлечет существенные организационные и материальные затраты для специализированных организаций;
  • Исключение из регулирования случаев, когда использование внутридомового и (или внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженных углеводородных газов, повлечет правовую неопределенность в порядке аварийно-диспетчерского обеспечения для домов, снабжаемых сжиженными углеводородными газами. Специального регулирования указанных правоотношений, взамен заменяемых, проект не предлагает. Соответственно, кто и в каком порядке будет правомочен осуществлять такое обслуживание, в случае принятия нормы в предложенной редакции, урегулировано каким бы то ни было правовым актом не будет. Буквальное следование норме в таком случае будет означать, что ни при наличии, ни при отсутствии собственной АДС, ни специализированная организация, ни ГРО, с которой такая организация заключит договор, не будет иметь правовых оснований для осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения таких домов, несмотря на прямое указание нормы статьи 6 в предлагаемой редакции. Учитывая, что прямой нормы, определяющей порядок обслуживания аварийных заявок по таким домам, в законе не содержится, предлагаемое нововведение создаст множество спорных ситуаций.

3. Проектом предложено дополнить Правила No410 требованиями к специализированной организации, которые включают в себя п. 99в редакции: «Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю, устранению аварий (в том числе локализации аварийных утечек газа) могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с исполнителем, а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах, принадлежащих ГРО на праве собственности или ином законном основании, такой газораспределительной организацией».

Указанное противоречит нормам «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утв. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, предоставляющему поставщику газа право самостоятельно проводить работы по приостановлению и возобновлению поставки газа, тем самым нарушая законное право поставщика газа.

Кроме того, пункт 133 Правил No354 действует в редакции:

«Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю, устранению аварий (в том числе локализации аварийных утечек газа) могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с исполнителем, а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией. Указания исполнителя на приостановление подачи газа при наличии оснований, предусмотренных настоящими Правилами, являются обязательными к исполнению специализированной организацией, имеющей договор с исполнителем».

Действующая редакция:

  • не учитывает ситуацию совпадения исполнителя коммунальных услуг и специализированной организации (поставщик газа одновременно является исполнителем коммунальных услуг в случае, если поставляется сжиженный газ, отсутствуют общедомовые приборы учета газа; обязательность по их установке действующим законодательством не предусмотрена),
  • противоречит нормам «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утв. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, предоставляющему поставщику газа право самостоятельно проводить работы по приостановлению и возобновлению поставки газа.

Предлагаемая редакция Правил No410 лишь дополняет возможность выполнения указанных работ ГРО, с которой у исполнителя заключен договор об аварийно-диспетчерском обеспечении, но не устраняет уже имеющихся противоречий. В настоящее время Правила No354 не распространяются на отношения, урегулированные Правилами No549, однако, в случае принятия Правил No410 в изложенной редакции, его нормы будут усиливать Правила No354, что также повлечет возникновение спорных ситуаций, что нельзя назвать допустимым.

Таким образом, считаем необходимым доработать проект с учетом выявленных недостатков.


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить