Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630112, г.Новосибирск
ул. Красина 54, офис 706
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Социальные требования, политические обещания и исполнение

23 сентября 2013 г.

Владимир Владимирович Путин в предвыборных статьях обозначил основные цели и задачи социально-экономического развития России, которые в мае 2012 года были закреплены «послеинаугурационными» Указами Президента РФ.

В первую очередь была обозначена демографическая ситуация, которая, если не принимать экстренных мер, к 2050 году приведет к сокращению численности населения России на 50 млн. человек. Это реальная угроза государственному суверенитету.

Низкий уровень рождаемости приведет к существенному изменению соотношения численности трудоспособного населения к численности пенсионеров в пользу последних. Мы уже приближаемся к положению, когда количество работающих и пенсионеров будет одинаковым – к точке пересечения линий «демографического креста».

Это обстоятельство вызывает озабоченность государства, т.к. средства социальных фондов формируются благодаря отчислениям от фонда оплаты труда, и, если пенсионеров становится больше работающих, нарастает дефицит бюджета социальных фондов.

Кроме того, за счет перераспределения общей суммы начисленной заработной платы по 10-процентным (децельным) группам работников усиливается социальное неравенство. Практически половина общего фонда оплаты труда приходится на 20% работающих, а 10% наиболее высокооплачиваемых работников забирает треть совокупного фонда оплаты труда.

В двух нижних децельных группах, т.е. 20% работающих получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум навязан нам Международным Валютным Фондом в начале 90-х годов прошлого века и не обеспечивает даже простого воспроизводства затрат рабочей силы.В двух нижних децельных группах, т.е. 20% работающих получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум навязан нам Международным Валютным Фондом в начале 90-х годов прошлого века и не обеспечивает даже простого воспроизводства затрат рабочей силы.

Одним из элементов обеспечения достойной оплаты труда является установление гарантии по минимальной оплате труда. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) предусмотрено статьей 7 Конституции Российской Федерации (Конституция). Статья 37 Конституции определяет, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (Кодекс) МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума. В 2013 году соотношение МРОТ с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет 0,67 (МРОТ – 5205 рублей в месяц, а прожиточный минимум трудоспособного населения -7769 рублей в месяц). С 1 января 2014 года планируется увеличение МРОТ на 6,7% (на уровень инфляции) до 5554 рубля в месяц. Это составит 70% достигнутой в 2013 году величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Но с учетом планируемой инфляции это соотношение останется на уровне 67%, и задача сближения МРОТ и прожиточного минимума не решается.

В отличие от минимального прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет учитывает не только расходы на питание и одежду, но и потребность человека в услугах, отдыхе, саморазвитии, лечении (и т.д.), и уже в семи (т.е. 70% работающих) децельных группах минимальный потребительский бюджет больше средней заработной платы.

Исходя из этого, становится понятно, какой ориентир, какую семейную стратегию и тактику выберут люди (неполная семья с одним ребенком или вовсе без детей). Дотянуться до размера потребительского бюджета без посторонней помощи уже не по силам. А как быть с основным параметром демографической политики? Как довести коэффициент рождаемости до 1,73?

Повышение заработной платы до уровня, достаточного для самоинвестирования в свое развитие – единственный путь ухода от социального иждивенчества. Это возможно на основе побуждения к модернизации производства и технологий, к росту производительности труда.

Создание 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест потребует не только существенных инвестиций, но и подготовки новых квалифицированных кадров. Обновление рабочих мест в условиях старения населения потребует продолжения работы специалистов пенсионного возраста на действующих рабочих местах, что обеспечит поступление финансовых ресурсов в социальные фонды и станет необходимым демпфером при модернизации экономики.

Единственным источником формирования всех социальных фондов являются отчисления от заработной платы, поэтому создание рабочих мест – это не только способ избежать нищету, но и источник всех социальных благ нашего государства.

В этих условиях, по крайней мере, странно выглядят предлагаемые Министерством труда и социальной защиты концепции пенсионной реформы. Есть потребность сохранить в трудовой деятельности специалистов пенсионного возраста. Заработная плата большинства работающих, как мы уже показали, не обеспечивает достойного уровня жизни. Минтруд же вместо стимулов для работающих пенсионеров предлагает скрытое повышение пенсионного возраста!?

Государственные социальные фонды от такой трудовой деятельности будут наращивать дефицит и сокращать бюджет развития страны за счет роста бюджетных трансфертов для покрытия дефицита фондов.

Очевидно, что пенсионные формулы необходимо строить на создании стимулов для привлечения пенсионеров в формальную трудовую деятельность и устранении условий для социального иждивенчества неформально занятых в трудоспособном возрасте.

Еще один путь к обеспечению основных параметров социальной политики – эффективность использования социальных фондов.

Во всем мире пенсионные фонды – это основной инвестиционный источник длинных денег. В нашей стране за десять лет существования негосударственных пенсионных фондов за счет пенсионных средств не было создано ни одного рабочего места, зато была создана новая финансовая элита, которая де-факто приватизировала эти средства, а теперь намерена де-юре акционировать негосударственные пенсионные фонды, на счетах которых эти средства находятся.

Использование средств пенсионных накоплений в качестве инвестиций в инфраструктуру заблокировано действующим законодательством, и финансовые власти, включая региональные, не дают возможности перенаправить эти средства из финансового сектора экономики в промышленный.

Настойчивые требования Президента РФ В.В. Путина о направлении средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты привели к изменению законодательства.

Федеральным законом от 7 декабря 2012 года No 242-ФЗ компаниям разрешено эмитировать «инфраструктурные» облигации, а негосударственным пенсионным фондам в инвестиционных портфелях иметь до 40% этих облигаций.

Однако в законе в качестве обязательного условия ставится оценка эмитента одним из четырёх американских рейтинговых агентств, причём рейтинг должен быть не ниже государственного суверенного.

Таким образом, Правительство формально выполнило требования Президента, а фактически не допустило никого, кроме ВЭБа, к использованию этих средств в промышленном секторе экономики, (т.е. только в мегапроектах). Да ещё законодательно ввело контроль над использованием пенсионных накоплений наших граждан американскими рейтинговыми агентствами.

Всему миру хорошо известно происхождение этих агентств, чьи интересы они представляют и для каких целей используются.

Лидеры стран единого экономического пространства (Путин, Лукашенко, Назарбаев) проводят политику интеграции, где в перспективе евразийские экономики, такие как Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Китай, Индия, будут выстраивать общий алгоритм модернизации и инновационного развития экономик Евразии (ЕвроАзЭС).

Это требует создание таких институтов как:

  • «Евразийское рейтинговое агентство»;
  • «Евразийское агентство аттестации, стандартизации, сертификации и системы квалификации»;
  • «Евразийский комитет по качеству»;
  • «Евразийская телерадиокомпания» и т.д.

Для чего же Правительство и законодатели закрепляют права американских рейтинговых агентств в законодательстве России?

Некоторые действия Правительства РФ на фоне очевидных успехов стран единого таможенного и экономического пространства (совокупный товарооборот Беларуси, России и Казахстана вырос почти на 40 миллиардов долларов США) не выглядят способствующими интеграции.

Сохраняется конкуренция законодательств (разные тарифы взносов в социальные фонды).

Имеет место квотирование поставок определённых товаров на территориях стран ЕЭП (нарушается принцип свободы перемещения товаров, труда и капитала).

Интеграция бизнеса в отраслевые объединения работодателей должна бы способствовать развитию социальной ответственности бизнеса, однако, до сих пор не создано в системе регулирования социально-трудовых отношений необходимого баланса социального партнёрства отраслевых работодателей и профсоюзов (60 отраслевых профсоюзов и 17 отраслевых объединений работодателей).

Созданная Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП) уже является интеграционной международной системой, консолидирующей деятельность профсоюзных организаций в ЕЭП и на постсоветском пространстве, и является открытой для дальнейших интеграционных процессов.

Представители ВКП на регулярной основе участвуют в заседаниях Совета глав Правительств СНГ и советов глав государств СНГ, органах отраслевого сотрудничества.

В сотрудничестве с Межпарламентской Ассамблеей Конфедераций был разработан блок модельных законов, ставших базой для сближения законодательства новых государств в социальной и гуманитарной областях.

В процессе гармонизации национальных законодательств парламентарии стран СНГ и ЕврАзЭС имеют возможность глубже и полнее учитывать консолидированную позицию профсоюзов по социальным, экономическим, финансовым, экологическим, гуманитарным и другим вопросам.

Созданная система развивается и направлена на дальнейшую интеграцию, тогда как бизнес в международной системе чаще всего представлен отдельными олигархами, а не системной организацией.

До тех пор, пока не будут созданы полноценные отраслевые объединения работодателей, интегрировать отечественный бизнес в международную систему на пространстве СНГ или на Евразийском пространстве будет проблематично.

Между тем, даже разработку и внедрение профессиональных стандартов Президенту страны приходится регулировать указами и законами, т.к. бизнес самостоятельно не может распространить лучшие практики на другие предприятия с одинаковыми видами деятельности.

Отраслевые тарифные соглашения тоже являются правовым актом для организаций с одинаковыми видами деятельности, чаще не по участию бизнеса в их разработке на отраслевом уровне, а по умолчанию (проще, по незнанию).

Компании с иностранным участием вообще отказываются от присоединения к соглашениям, регулирующим социальнотрудовые отношения, благо наше законодательство это позволяет.

Да и в экономическом блоке Правительства вместо повышения эффективности использования социальных фондов начинается борьба с нарастающим дефицитом бюджета за счет увеличения тарифов взносов в социальные фонды, увеличения возраста выхода на пенсию, отмены материнского капитала, увеличения налогов.

При этом власти навязывают обществу неверные ориентиры возникновения этого самого дефицита, ведь цены на нефть прогнозируются в пределах, обозначенных в бюджетных проектировках на ближайшие 3 года.

Экономические потери от вступления России в ВТО почемуто не рассматриваются, а ведь принятие мер по уменьшению этих потерь и инвестирование пенсионных накоплений в инфраструктуру, в создание рабочих мест, куда более значимые для социального государства направления усилий исполнительной власти.

Можно констатировать следующее: цели и задачи определены в предвыборных обещаниях и послеинаугурационных указах Президента, а исполнение намеченных целей осуществляется таким образом, что результат сказывается отрицательным:

  • пенсионный возраст повышается;
  • материнский капитал предлагают не выплачивать и не стимулировать рост рождаемости;
  • накопления граждан не работают в качестве инвестиций в инфраструктуру, а имеется стремление вывести эти средства на фондовые и финансовые рынки стран ОЭСР;
  • создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест становится не реальным, т.к. без господдержки трудно создать необходимую инфраструктуру;
  • задача повышения заработной платы до уровня, достаточного для самоинвестирования, не реализуется даже в части сближения МРОТ с прожиточным минимумом.

Хотелось бы надеяться на то, что всё это происходит от уровня некомпетентности и нескоордированности в системе исполнительной власти (если за этим не стоит нечто иное).

Остаётся только одна надежда на то, что созданные при Администрации Президента РФ комиссии смогут перенаправить усилия Правительства на безусловное исполнение социальных требований и политических обещаний.

Генеральный директор ООРНГП — Жилин О.Ф.


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить