Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Некоторые особенности и проблемы правового регулирования применения Правил охраны сетей газораспределения: актуальность новых положений для повышения безопасности, эффективности строительства, реконструкции и ремонта сетей газораспределения

20 октября 2013 г.

Охрана сетей газораспределения является основополагающей базой любого строительства, реконструкции и ремонта таких сетей.

Разработка новых материалов, технологий производства работ, внедрение зарубежного оборудования в газораспределительной отрасли также должно быть направлено на охрану сетей газораспределения и повышение безопасности транспортировки газа по ним. Отсутствие соблюдения установленных требований по охране сетей газораспределения зачастую приводит к их повреждению и, как следствие, к серьезным авариям.

Одной из основных проблем рассматриваемого вопроса является несовершенство действующего законодательства в указанной сфере. Так, основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок и особенности использования земельных участков в границах охранных зон газораспределительных сетей, являются Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. No 878. Следует особо подчеркнуть, что с момента их принятия до настоящего времени не было внесено никаких существенных изменений. Многие положения Правил не соответствуют и противоречат действующему законодательству. В частности, существенные изменения земельного и лесного законодательства, произошедшие в течение последних лет, не нашли отражения в действующих Правилах охраны газораспределительных сетей. Так, например, такие термины, содержащиеся в Правилах, как «земельный кадастр», «материалы по межеванию», «древесно-кустарниковая растительность», «лесорубочный билет» и т.п. на сегодняшний день не используются в действующем законодательстве.

Особо следует отметить, что за тринадцать лет существования действующей редакции Правил в нашей стране стали широко внедряться бестраншейные технологии строительства сетей газораспределения. Ярким примером указанной технологии является горизонтально-направленное бурение при переходе сети газораспределения через естественные и искусственные преграды. Специфика данного метода заключается в более глубоком заложении трубопровода по сравнению с открытым методом производства работ. Учитывая данное обстоятельство, в указанном случае установленные в настоящее время Правилами размеры охранных зон сетей газораспределения должны быть изменены и скорректированы.

Отсутствие должного правового регулирования вопросов проектирования, монтажа и обслуживания технических и технологических устройств также является одной из основных проблем в газораспределительной отрасли. Так, например, в действующих нормативных правовых актах в области стандартизации и технического регулирования не установлены требования по использованию подземных пунктов редуцирования газа. Вместе с тем, указанные технологические устройства имеют определенную специфику установки и особенности применения. В связи с этим установление охранных зон подземных пунктов редуцирования газа такого же размера, как и для надземных пунктов, ограничит применение данных технологических устройств.

В связи с принятием Технического Регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства от 29 октября 2010г. No870 , к сетям газораспределения стали относится газопроводы, транспортирующие газ с давлением свыше 1,2 МПа. Очевидно, что для газопроводов данной категории необходимо установление охранных зон большего размера, чем размеры охранных зон, установленные действующими Правилам. Аналогичная ситуация возникает при пересечении газопроводов естественных и искусственных преград, где применяются сложные строительные несущие конструкции такие, как шпренгели, ванты и т.п. Конструктивные элементы данных конструкций занимают площадь, значительно превышающую размер охранной зоны сети газораспределения. В таких случаях целесообразно устанавливать размер охранной зоны от выступающих частей таких объектов.

Кроме того, в действующей редакции Правил не учтены особенности установления охранных зон многониточных газопроводов, требуют уточнения способы обозначения охранных зон и размещения опознавательных знаков.

К сожалению, использование в Правилах устаревшей терминологии и отсутствие должного правового и технологического регулирования в указанной области не является основной проблемой применения данного нормативного правового акта. Весь порядок установления и осуществления охранных мероприятий в отношении газораспределительных сетей требует существенных изменений, соответствующих фактическим правоотношениям, складывающимся при выполнении охранных мероприятий на газопроводах.

Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах различных производственных объектов требуют детального правового регулирования. Об этом свидетельствуют разработанные и принятые в последние годы правила установления и использования охранных зон подобных объектов. В частности, утвержденные Постановлением Правительства РФ 24 февраля 2009г. No 160 «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и утвержденные Постановлением Правительства РФ 6 сентября 2012г. No 884 «Правила установления охранных зон для гид роэнергетических объектов». Многие положения указанных Правил были использованы при разработке нового порядка охраны газораспределительных сетей.

Как уже отмечалось выше, несоблюдение требований Правил охраны сетей газораспределения приводит к повреждению сетей и серьезным последствиям. К сожалению, действующими Правилами не определены органы управления, уполномоченные осуществлять надзор за соблюдением требований установленных в них. Так, например, п. 2 Постановления Правительства РФ 24 февраля 2009г. No 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» четко установлено, что контроль и надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по техническому контролю и надзору в электроэнергетике.

Полагаем, что необходимо внести соответствующие из менения и в Правила охраны газораспределительных сетей с целью закрепления полномочий по контролю и надзору за соблюдением указанных Правил. В качестве такого уполномоченного органа управления в отношении газораспределительных сетей может также выступать Ростехнадзор. Поскольку именно на данный орган управления возложены функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.

В дальнейшем представляется, что внесудебным способом защиты прав собственников газораспределительных сетей и газораспределительных организаций будет являться обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности будет иметь право применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и физическими обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Учитывая вышеизложенное, становится, очевидно, что в Правила охраны газораспределительных сетей необходимо внести целый ряд существенных изменений и уточнений в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством. Дополнительных изменений потребует и целый ряд других нормативных правовых актов (КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. No 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и т.д.).

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что Правила охраны газораспределительных сетей являются основополагающим нормативным правовым актом в области охраны газораспределительных сетей. В связи с этим необходимость внесения в них изменений и дополнений становится очевидной. Все вышеуказанные проблемы и пути их решения нашли свое отражение в проекте «Правил охраны сетей газораспределения», разработанном ОАО «Гипронигаз».

Хомутов А.О., зам. начальника технического отдела ОАО «Гипрониигаз»,
Абузярова Д.Ф., и.о. ученого секретаря ОАО «Гипрониигаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить