Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Одни не хотят, другие не могут

15 декабря 2013 г.

Необходимость увеличения объемов переработки российского сжиженного углеводородного газа внутри страны с целью создания продуктов высокого передела уже заявлена на государственном уровне. На совещании в Тобольске Владимир Путин призвал федеральные и региональные власти стимулировать развитие нефтегазохимической переработки в России и в этой связи обещал проанализировать целесообразность изменения экспортных пошлин на СУГ.

Компания «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» третий год подряд поднимает эту тему, собирая основных представителей рынка. В дискуссии, состоявшейся 22 октября на конференции «СУГ 2013», приняли участие представители более 50 компаний, в том числе «ЛУКойл», «Газпром экспорт», «Иркутская нефтяная компания», «СГ-трейдинг», ГК «Титан», «Башнефть», «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Санорс», «Каустик» (Волгоград) и др. «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» выражает благодарность спонсору конференции компании Avestra Group, а также общероссийской общественной организации «Деловая Россия», ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз» и НП «Объединение автопроизводителей России», которые оказали поддержку в проведении мероприятия.

Открывая конференцию Фарес Кильзие, глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ», отметил, что «мы всегда считали СУГ ценным сырьем для нефтехимических производств. Вместе с тем у каждого крупного игрока российского рынка СУГ есть своя правда относительно изменения таможенно-тарифного режима. Однако, на ближайшее время определяющие позиции рынка сосредоточены в руках компаний «Роснефть» и «Сибур». Остается надеяться, что сегмент продолжит свое развитие по справедливым для всех без исключения законам рыночных отношений».

По словам Антона Жаринова, начальника отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России, показатели производства СПБТ за 8 месяцев 2013 г. демонстрировали 8%-ный спад относительно аналогичного периода прошлого года и опустились до 7 млн. т. Производство прямогонного бензина понизилось до отметки 8 млн. т (-6%). В то же время доля экспорта СУГ составила 3,4 млн. т, что на 17% выше прошлогоднего показателя. В товарной структуре экспорта сжиженного газа 42% приходится на ациклические насыщенные углеводороды (бутан, изобутан, пентан и т.д.), 40% – сжиженный пропан, 14% – ШФЛУ и 4% – сжиженные бутаны. Основными покупателями российского СУГ являются Турция, Польша, Финляндия, Нидерланды и Венгрия.

Как отметил г-н Жаринов, государственное внешнеторговое регулирование экспорта газа, с учетом высокой его доли в ресурсах внутреннего рынка, играет важное значение как для крупных нефтегазовых компаний, таких как «Роснефть», «ЛУКойл» и «Газпром», диверсифицированных интегрированных нефтехимических групп – «Сибур», «Нижнекамскнефтехим», «Санорс», «Казаньоргсинтез», так и для специализированных предприятий – «Полипластик», «Полиом», «Саянскхимпласт», «Каустик» и др. Для одних – с точки зрения доходности экспорта добываемого и перерабатываемого сырья через сохранение маржи при заданных транспортных затратах и волатильном движении мировых цен; для других – с точки зрения стоимости покупаемого в России сырья.

В соответствии с поручением Президента, данного 15 октября в Тобольске, Минэкономразвития будет изучать целесообразность поэтапного изменения таможенных пошлин на экспорт СУГ. При решении данного вопроса будут учитываться мнения отраслевых министерств и приниматься во внимание реализуемые инвестиционные проекты, главным образом, по запуску пиролизных мощностей.

По мнению Владимира Островерхова, директора департамента продаж продуктов нефтехимии компании «Башнефть», вопрос коммерциализации ПНГ гораздо важнее, чем строительство пиролизов, которые в целом для страны являются трудно подъемными задачами за исключением двух-трех проектов. Производство гранул (ПЭ, ПП), которые легко перевозить, неблагодарная задача для России, где потребление полимеров остается низким и вряд ли сильно увеличится в расчете на душу населения. В этой связи г-н Островерхов призвал коллег рассматривать «коммерциализацию углеводородов через нефтехимию, а не пиролизы».



Обзор изменений на российском рынке СУГ был подготовлен Леонидом Кручининым, заместителем директора по маркетингу компании «Импекснефтехим». Прогнозируемый рост производства СУГ в 2013г. по сравнению с предшествующим годом составит 1,3 млн т и достигнет 13,4 млн. т. Несмотря на благоприятную конъюнктуру в этом году не было отмечено роста «нехимического» (коммунально-бытовой сектор + автогаз) потребления СУГ на внутреннем рынке, что, по мнению эксперта, свидетельствует об отсутствии перспектив значительного роста и в дальнейшем. В результате дефицита мощностей по газофракционированию, который оценивается в 1,3 млн. т, производители были вынуждены увеличить поставки ШФЛУ на пиролиз, а высвободившиеся объемы пропана перенаправить на экспорт. Рост потребления в нефтехимическом секторе в 2013г. прогнозируется на уровне 470 тыс. т в основном за счет пуска простаивавшего в 2012г. завода «Ставролен» и рекордной загрузки пиролизных мощностей компанией «Сибур». Как и в прошлом году основной прирост объемов производства СУГ был направлен на экспорт, который достиг отметки 5,2 млн. т (+0,84 млн. т). Наиболее существенно вырос экспорт индивидуальных УВ, в особенности пропана, лидером роста объемов стало южное направление (Черноморские порты).

Как отметил Михаил Аксенов, заместитель начальника отдела закупок «Новотэк-Трейдинг», внебиржевой рынок СУГ монополизирован, и доступ к продуктам имеют ограниченное число компаний. На биржевом рынке отсутствует конкуренция в связи с небольшим количеством предложений, что приводит к дефициту продукта и завышению цен для конечного потребителя. В 2013г. объем сделок по СУГ на биржах Москвы и Санкт-Петербурга составил чуть более 172,5 тыс. т.

«У компании был негативный опыт реализации своей продукции на бирже», отметил Эдуард Вильховецкий, заместитель начальника управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки «ЛУКойл». «Проблема заключается в том, что в зависимости от ситуации на рынке трейдеры не всегда выполняют свои обязательства по сделке, а у предприятия ограниченный парк хранения». Также представитель «ЛУКойл» добавил, что в их компании приоритет по реализации СУГ отдается внутреннему рынку, однако в последнее время сроки доставки груза потребителю в связи с неудовлетворительной работой «РЖД» существенно увеличились, что вызвало дефицит сырья практически во всех регионах.

Следующее заседание конференции началось с обзора мирового рынка СУГ, подготовленного генеральным директором компании Avestra Цзяньхун Ци. Объем мирового рынка СУГ оценивается в 257 млн. т. Главными производителями выступают страны Северной Америки и Ближнего Востока. Суммарно на их долю приходится более 40% мирового выпуска СУГ. Общая доля Европы и Евразии оценивается приблизительно в 17%. По потреблению сжиженных газов лидируют азиатские страны: на их долю приходится 32,5% (от 256,3 млн. т), далее следуют страны Северной Америки, Европа и Евразия.

Вторая часть доклада г-на Ци была посвящена строительству терминала по перевалке СУГ и жидких химических продуктов в Маньчжурии. По словам докладчика, в 2014г. спрос на импортный СУГ в Северо-Восточной части Китая ожидается на уровне 1,2 млн т, в 2015г. – 1,5 млн. т, а в 2016г. – 2 млн. т. Главным образом китайская сторона нуждается в бутанах, смеси С4, пропане и пропилене. Терминал планируется открыть в октябре 2014г. Его общая транзитная вместительность оценивается в 1 млн. т/год. Строительство терминала осуществляется корпорацией Far East Industrial Gas, в которую входят компании Avestra и две государственные китайские корпорации HRW и ARJ (дочерняя компания PetroChina).

Интерес китайской стороны к российским СУГ обусловлен двумя факторами: транспортировка газов по железной дороге или автоцистернами из России в Северо-Восточную часть Китая обходится дешевле, чем импорт газа по морю из Северной Америки. Вторым фактором выступает запланированное на следующий год увеличение объемов производства СУГ компаниями «Сибур» и «Роснефть».

В России почти 80% сжиженного газа экспортируется по железной дороге, отметила Софья Каткова, руководитель проектов «Морстройтехнология», которая сделала доклад о состоянии и перспективах развития транспортной инфраструктуры для перевозки СУГ. Практически все покупатели отечественного сырья находятся в Европе, поэтому маршруты пролегают из мест добычи и переработки к портам и железнодорожным переходам. Выход российского продукта на дальние рынки сдерживается отсутствием собственных морских терминалов, способных принимать крупнотоннажные суда. Малая грузоподъемность судов обуславливает и ограниченный запас хода, кроме того, в периоды неудачной конъюнктуры делает нерентабельными дальние перевозки. В итоге большая часть существующих морских терминалов вынуждена ориентироваться на региональные рынки Черноморского бассейна, Прибалтики и частично Скандинавии. Другая проблема – инфраструктурные ограничения портов. Также трудности возникают с проектированием терминалов, которое осложняется отсутствием современной нормативной базы и необходимостью согласовывать специальные технические условия на оборудование, что увеличивает сроки разработки объекта. Тем не менее, г-жа Каткова рассказала о двух терминалах, осуществляющих перевалку СУГ: «Таманьнефтегаз», который был частично введен в эксплуатацию в 2012г. с мощностью 1 млн. т; «Сибур-Портэнерго» в Усть-Луге, пропускная способность которого оценивается в 1,5 млн. т.





Член Экспертного совета «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Антон Яцков, говоря о химических производствах по переработке сжиженных газов в продукты более высокого передела, предложил рассмотреть проект о строительстве завода по производству малеинового ангидрида (МА) в России мощностью от 20 тыс. т в год. По его словам, мировое потребление МА составляет порядка 1,4 млн т, половина объема которого производится в Азии. Европейский рынок МА c 2005г. является дефицитным. Несмотря на то, что потребление МА в России в 2013г. не превысит 5 тыс. т, существуют реальные предпосылки для увеличения данной цифры до 10-12 тыс. т в год.

Обсуждая перспективы российской газовой отрасли, Михаил Левинбук, член Экспертного совета «КРЕОН ЭНЕРДЖИ», призвал коллег из отечественных нефтяных компаний пересмотреть приоритеты в развитии своих компаний с целью сохранения конкурентоспособности отрасли в преддверии массового перехода государств на нетрадиционные энергоносители. По его словам, массовый переход на газ приведет к «отвязке» мировых цен на природный газ от цены на сырую нефть. Развитие добычи и использование нетрадиционных углеводородов в США могут полностью поменять геостратегию рынка энергоресурсов и привести к снижению цен на нефть и газ, что отразится на всей российской сырьевой экономике и бюджете страны. При снижении мировых цен на нефть в России сократится объем добываемой нефти, так как именно высокие цены поддерживают сегодня добычу на нерентабельных скважинах. Таким образом, создание комплексов по переработке газа в ценные продукты процессом GTL и производство газомоторного топлива – основные задачи для России.

Использовать продукты переработки сжиженного углеводородного газа в качестве авиационного топлива (АСКТ) на региональных воздушных судах Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики предложил Владимир Маврицкий, главный научный сотрудник ФГУП «ЦАГИ». По его мнению, перевод региональной авиации на газомоторное топливо позволит уменьшить расход самого топлива на 5%, увеличить ресурс двигателя на 20-30%, увеличить «плечо» полета в 1,5 раза и более, а также снизить себестоимость одного часа работы воздушного судна на 20-40% и уменьшить загрязнение атмосферы вредными выбросами двигателя.

В продолжение темы сотрудники подразделения криогенных топлив «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» Игорь Козлов, начальник, и Александра Непомилуева, ведущий специалист, отметили преимущества перехода авиации на криогенное топливо. В частности, повышение военной, экономической и экологической безопасности России, улучшение летно-технических характеристик летательных аппаратов и развитие новых типов вооружения, создание единой криогенной инфраструктуры, а также производство и экспорт криогенного топлива, оборудования и технологий.

В заключительной части конференции Валерий Титов, генеральный директор «ВИП Газ Тех», сделал доклад о новых ресурсосберегающих технологиях и оборудовании для проведения сливно-наливных операций и дегазации вагонов-цистерн для перевозки СУГ. В частности, докладчик рассказал о применении унифицированных технологических модулей (УТМГ), позволяющих полностью и без технологических потерь сливать жидкую фазу и откачивать (утилизировать) паровую фазу продукта. Использование УТМГ в проектах дегазации вагонов-цистерн позволяет значительно снизить капитальные затраты и затраты на подачу-уборку вагонов, минимизировать финансовые риски и повысить эффективность процесса дегазации (нейтрализации) вагонов-цистерн с целью их подготовки к плановым видам ремонта и наливу. Помимо этого, использование модулей не требует наличия дополнительной инфраструктуры и факельного хозяйства, решает вопросы экологической безопасности объекта.

Подводя итоги, глава компании «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие обратил внимание участников рынка на то, что сегодня ввиду разниц истолкования есть необходимость в создании четкой классификации всех видов СУГ по принципу «сырье для нефтехимии» / «топливные газы» и скорейшем появлении техрегламента или обновленного ГОСТа, который бы учитывал марки сжиженных углеродных газов, упорядочивая их по принципу применения. И только после этого таможенно-тарифное регулирование может строиться по такой же классификации.

Хомутов А.О., зам. начальника технического отдела ОАО «Гипрониигаз»,
Абузярова Д.Ф., и.о. ученого секретаря ОАО «Гипрониигаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить