Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630112, г.Новосибирск
ул. Красина 54, офис 706
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Проблемы законодательства по вопросам использования сжиженного углеводородного газа в быту и на транспорте для соблюдения принципа безопасного газоснабжения населения

20 октября 2017 г.

На сегодняшний день российский рынок СУГ поступательно движется к порядку, развивая потенциал цивилизованного рынка, вместе с тем встречая на своем пути трудности и пробелы в законодательстве.

Рассматривая внутренний рынок СУГ с точки зрения ценообразования, можно выделить два основных сегмента:

  1. Рынок потребления СУГ населением в коммунально-бытовой сфере, регулируемый государством.
  2. И нерегулируемый рынок потребления СУГ, развивающийся по законам рыночной экономики.

Рассмотрим первый сегмент направления использования СУГ на коммунально-бытовые нужды. Сжиженный газ в данном случае используется населением преимущественно для приготовления пищи и подогрева воды. Поставляется СУГ газоснабжающими организациями потребителям коммунально-бытового сектора:

  • в баллонах (индивидуальные дома и дачные постройки)
  • или централизованно с использованием групповых резервуарных установок (для газоснабжения многоэтажных домов).

Основной объем потребления сжиженного газа в баллонах приходится на сельскую местность и населенные пункты городского типа. Потребителями СУГ через групповые резервуарные установки являются жители городов, и намного реже жители сельской местности.

На сегодняшний день в РФ существуют регионы, которые используют только сжиженный газ, а природный газ вовсе отсутствует на данных территориях. К таким регионам относятся: Красноярский край, Республики Хакасия, Тыва и Бурятия, Мурманская и Читинская области.

Основным преимуществом сжиженного газа перед природным является его мобильность и автономность. Применение СУГ как альтернативного источника энергии позволяет газифицировать населенные пункты, строительство газопровода к которым экономически нецелесообразно. Вместе с тем использование сжиженного газа требует пристального внимания к безопасной и безаварийной эксплуатации газового оборудования.

В ходе всестороннего анализа законодательной базы в сфере безопасного использования СУГ потребителями, АО «Красноярсккрайгаз» были выявлены следующие проблемы законодательства в сфере газоснабжения и пути их решения.

1) В настоящее время деятельность по газоснабжению не подлежит лицензированию и действующим законодательством не установлены какие-либо критерии, определяющие статус организации в качестве газоснабжающей.

Это означает, что газоснабжением может заниматься любое лицо, которое зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Однако, такой подход не обеспечивает соблюдение принципа безопасного газоснабжения населения.

Пример Красноярского края показывает, что газоснабжение населения осуществляется двумя способами:

Первый – это газоснабжение многоэтажного жилого фонда сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ) от групповых резервуарных установок (далее - ГРУ).

Второй – снабжение населения сжиженным углеводородным газом в баллонах.

Поставка природного газа посредством единой технологической сети (магистральных газопроводов) в Красноярском крае не осуществляется.

Если деятельность по поставке сжиженного углеводородного газа в многоквартирные дома регламентирована Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 No 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан”, то деятельность по реализации газа в баллонах совершенно незначительно регламентирована в главе XIV Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 No 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», что является крайне недостаточным.

Приведенные правовые нормы не устанавливают даже минимальных требований к продавцам газа в баллонах и обеспечению данными лицами требований безопасности.

И учитывая, что отсутствует госорган, контролирующий данную деятельность, рынок реализации газа в баллонах носит хаотичный и бесконтрольный характер, что позволяет его участникам пренебрегать требованиями безопасности, в частности, данные субъекты:

  • не обеспечивают аварийно-диспетчерское обслуживание потребителей;
  • не проводят освидетельствование и ремонт газовых баллонов;
  • к работе допускают необученный и неаттестованный персонал;
  • не проводят инструктаж потребителей по безопасному использованию газа в быту;
  • в нарушение правил заполнения газовых баллонов на газонаполнительных пунктах и газонаполнительных станциях, недобросовестные продавцы заполняют баллоны на АГЗС без применения специального оборудования (в том числе весового), что нередко приводит к взрывам газа в баллонах.

Поскольку деятельность по реализации газа в баллонах связана с оборотом опасного вещества, то ее следует считать деятельностью повышенной опасности, поэтому Общество считает крайне необходимым лицензировать такой вид деятельности, либо законодательно установить единые требования к продавцам газа в баллонах.

2) Также считаем, что законом должен быть определен государственный орган, который будет контролировать и надзирать за деятельностью продавцов газа в баллонах.

Предложение: внесение изменений в п. 89 Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, добавив к функциям контролирующего органа – проверка субъектов реализации газа, в том числе газа в баллонах, а также обеспечение безопасности при реализации газа данными субъектами.

3) Законом не установлены требования к лицам, имеющим право выполнять работы по монтажу, наладке и эксплуатации газового оборудования, работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудо- вания.

Предложение: внесение изменений в законодательство в указанной части.

4) Законом не установлены требования к аварийно-диспетчерской службе. В частности, не установлен порядок создания, оснащения, требований к персоналу, к организационной структуре АДС, регламенту и режиму работы, критериям качества, к порядку интеграции с аналогичными государственными структурами.

Предложение: внесение изменений в законодательство в части установления обязательных требований по обеспечению безопасности субъектами реализации газа, в том числе, газа в баллонах.

5) В соответствии с постановлением Правительства РФ No 410 от 14 мая 2013 года, проверка дымовых и вентиляционных каналов осуществляется не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона), однако, не во всех регионах РФ есть системы отопления, работающие на газе, например, в Красноярском крае сжиженный углеводородный газ используется только для пищеприготовления.

Таким образом, целесообразность 3-х разовой проверки вентиляции (за 7 до и после отопительного сезона) в газифицированном доме, где СУГ используется только для пищеприготовления, отсутствует. В соответствии с Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, достаточно 2 раз в год для проверки функционирования вентиляционных каналов (п.5.5.12).

Предложение: Внести изменения в постановление Правительства РФ No 410 от 14 мая 2013 года о 2 (двух) разовой проверке вентиляционных каналов в год для МКД, в которых используется сжиженный углеводородный газ только для пищеприготовления.

6) На данный момент полностью отсутствует методика проверки скрытых участков внутридомовых газопроводов. Техническое диагностирование проводится в соответствии с приказом от 17.12.2013 г. No 613 « Об утверждении правил проведения технического диагностирования».

Предложение: Рассмотреть вопрос о разработке методических указаний по проведению технического диагностирования скрытых участков газопроводов в жилых домах.

Переходя к нерегулируемому рынку потребления СУГ стоит обратить особое внимание на использование сжиженного газа в качестве газомоторного топлива, популярность которого ежегодно растет. Использование газа в качестве газомоторного топлива имеет ряд преимуществ, в том числе:

  • уменьшается количество вредных выбросов в выхлопных газах;
  • сокращаются затраты на моторное топливо (по сравнению с нефтепродуктами);
  • не требуется существенных изменений в конструкции двигателя;
  • накоплен значительный положительный опыт по использованию газа в качестве моторного топлива.

Предлагаем обсудить проблемы, возникающие у автовладельцев, желающих установить на свои автомобили газоиспользующее оборудование (ГБО) для использования газа в качестве газомоторного топлива, либо уже имеющих автомобиль с установленным ГБО.

Проблемы возникли с 01.01.2015 года после вступления в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - техрегламент).

Теперь по техрегламенту, монтаж ГБО на автомобиль (либо уже установленное ГБО) требуется согласовать с органами ГИБДД, получить специальное свидетельство о безопасности ТС с ГБО и специальную отметку в ПТС.

Чтобы получить согласование автовладелец обязан по техрегламенту:

  1. Подать в ГИБДД прошение на согласование установки ГБО и предоставить автомобиль на осмотр, заключение предварительной экспертизы о возможности установки ГБО.
  2. Сотрудник может удовлетворить заявление и направить автовладельца на монтаж оборудования, а может сразу же отказать по причине плохого настроения.
  3. После установки оборудования автовладелец опять предоставляет автомобиль на осмотр в ГИБДД, предоставляет все сертификаты организации-установщика ГБО, сертификаты на установленное оборудование, заключение повторной экспертизы о том, что автомобиль с установленным ГБО отвечает требованиям безопасности, документ об уплате госпошлины.
  4. После совершения указанных действий сотрудник ГИБДД согласовывает установку ГБО, выдает специальное свидетельство и отметку в ПТС.

Проблема в том, что конкретный порядок и объем предоставления государственной услуги по согласованию ГИБДД установки ГБО до сих пор в России не разработан.

Даже размер госпошлины не установлен.

Поэтому сотрудники ГИБДД самовольно и необоснованно предъявляют к автовладельцу чрезмерно завышенные требования, например:

  1. Требуют демонтировать давно установленное ГБО на стадии принятия заявления автовладельца. Это влечет неоправданно высокие расходы для владельца авто.
  2. Сотрудник без обоснованных и мотивированных причин может отказать в рассмотрении заявления автовладельца и принятии по нему решения. Это влечет за собой необходимость обжалования таких действий в судебном порядке (обжалование в административном порядке – эффект нулевой).
  3. Сотрудники безапелляционно требуют проведение экспертиз только в аккредитованных на Технический регламент испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации или испытательными лабораториями Таможенного союза.
    Данное требование абсолютно незаконно, так как не предусмотрено техрегламентом, что признано самим разработчиком регламента. Данные действия влекут за собой необходимость обжалования такого требования в судебном порядке.
  4. Проведение повторной экспертизы регламентом не предусмотрено, необходимо только провести технический осмотр автомобиля.
    Поэтому требование сотрудников ГИБДД о проведении экспертизы после установки ГБО незаконно, подлежит обжалованию в суде.
  5. Каждый этап требует финансовых расходов для автовладельца.
  6. За неисполнение своих незаконных требований, сотрудники ГИБДД угрожают аннулированием регистрации на авто с ранее установленным ГБО, либо отказом в выдаче положительного заключения по результатам монтажа нового ГБО и последующим аннулированием регистрации на вновь переоборудованный автомобиль.

В итоге, автовладельцу проще и дешевле отказаться от идеи перевода автомобиля на использование более дешевого и экологически чистого вида топлива – газа, чем реализовать такую идею. Действующая позиция ГИБДД совершенно противоречит поручению Президента РФ, которое он дал Правительству РФ еще в 2013 году, об ускорении реализации программы перевода автомобилей на газ и создания соответствующей инфраструктуры.

Предложение: Разработать и принять официальный нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру регистрации в ГИБДД изменений в конструкцию ТС, предусмотрев вопрос об упрощении такой процедуры.

Заключение:

В заключении стоит отметить, что без всесторонней поддержки и участия в решении данных проблем Ассоциации «Сибдальвостокгаз», данные вопросы так и останутся не решенными, а использование сжиженного газа населением не будет отвечать требованиям безопасности.

Наталья Евгеньевна БЕЛЯКИНА,
заместитель генерального директора
по экономике АО «Красноярсккрайгаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить