Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630112, г.Новосибирск
ул. Красина 54, офис 706
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Установление розничных цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) для коммунально-бытовых нужд населения в условиях изменения основ государственного регулирования цен и тарифов

18 июня 2019 г.

В конце 2018 года произошло событие, которое можно назвать трагическим для газораспределительных организаций, поставляющих сжиженный углеводородный газ населению России.

В связи с вступлением в силу с 18 декабря2018 года Постановления Правительства РФ от 30.11.2018 г. N 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» (далее по тексту – Постановление No 1442), дальнейшее бесперебойное снабжение населения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд оказалось под угрозой.

Документ этот имел все шансы остаться незамеченным профессиональным сообществом по двум причинам:

Во-первых, согласно пояснительной записке, документ разрабатывался в целях создания условий для реализации на внутреннем рынке природного газа, при поставке которого используются технологии сжижения, а также отмены государственного регулирования цен на природный газ, реализуемый ПАО «Газпром» с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации при поставках газа потребителям, не относящимся к населению.Во всей пояснительной записке не было ни единого слова об отмене государственного регулирования оптовой цены на сжиженный углеводородный газ.

Во-вторых, проект указанного документа не прошел общественное обсуждение, не согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, не поддержан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и не прошел правовую и антикоррупционную экспертизу.

Таким образом, Постановление No 1442 было принято очень быстро, без лишней огласки и под благовидным предлогом. Инициатором принятия названного Постановления No 1442 явился ФАС России – служба, далекая от тонкостей производства газа. Поэтому в первые дни после вступления Постановления в силу всем очень хотелось верить, что произошла ошибка.

В первых письмах, направленных в адрес ФАС России и Правительства РФ от имени Ассоциации «Сибдальвостокгаз» в начале января 2019 года, мы как раз пытались объяснить, что в связи с недостаточной проработанностью документа до момента его принятия произошло смешение понятий «сжиженный природный газ» и «сжиженный углеводородный газ», при том что указанные виды газа имеют совершенно разные физико-химические свойства, а в целях их производства, транспортировки и хранения используются совершенно разные технологии. Да и сами сотрудники ФАС в этот период подтверждали, что произошла путаница.

Однако спустя один месяц и восемь писем от имени Ассоциации во все возможные органы власти оказалось, что произошедшее вовсе не ошибка, а давно продуманная стратегия.

В подтверждение довода о давно и тщательно продуманном плане нам напомнили о существовании Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд. (Одобрена распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 3 июля 2003 г. N 908-р).

Концепция декларирует прекрасные цели, а именно:

  1. Надежное и бесперебойное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд.
  2. Создание механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения.

    Для достижения этой цели предполагается стимулировать и развивать конкуренцию не только на оптовом, но и на розничном рынке сжиженного углеводородного газа. Нужно ли говорить, что такая конкуренция зачастую существует в ущерб исполнению требований безопасности при использовании газа в быту на всех этапах: от наполнения до аварийно-диспетчерского обеспечения конечных потребителей.
  3. Создание экономических условий, стимулирующих производство сжиженного газа и наполнение внутреннего рынка сжиженного газа (для различных целей, но в первую очередь для бытовых нужд). Именно для достижения этой цели предлагалось в далеком 2003 году отказаться от регулирования оптовой цены на СУГ и снять эту социальную нагрузку с производителей сжиженного газа.

В целом после прочтения текста Концепции складывается впечатление, что самыми малообеспеченными в России после населения являются производители сжиженного углеводородного газа.

Развитие рынка СУГ согласно Концепции должно происходить в два этапа.

Первый этап (должен был начаться не ранее 2005 г. и продлиться 1-2 года)– это создание предпосылок для отмены регулирования оптовой цены СУГ, а именно:

  1. До проведения либерализации оптовых цен на сжиженный газ, отменить государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ.
  2. Поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд, приведение регулируемой оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд к уровню цены, сложившейся на нерегулируемом сегменте оптового рынка сжиженного газа к моменту прекращения государственного регулирования оптовой цены.

    Здесь необходимо отметить, что в последний раз оптовая цена на сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд, была утверждена Приказом ФСТ No 143-э/16 от 15.05.2015 г. и составляла 11266 руб./тонна без учета НДС.При этом оптовая цены на сжиженный углеводородный газ на биржевых торгах в 2018 году достигала 32867 руб. с учетом НДС (27853 руб. без НДС) в сравнении с регулируемой оптовой ценой. Таким образом, конец 2018 года – не самое удачное время для отмены государственного регулирования оптовой цены СУГ.
  3. Включить сжиженный газ в утверждаемый Правительством Российской Федерации список видов товаров и сырья, экспорт которых может быть ограничен, что даст возможность при определенных условиях в соответствии с законодательством приостанавливать экспорт сжиженного газа на срок до 6 месяцев.
  4. Определение механизмов создания резервов сжиженного газа на всех уровнях (производство, транспорт, распределение).
  5. В целях оперативного регулирования величины вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ и наполнения внутреннего рынка будет отменена введенная в 2002 году «увязка» вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ с вывозной таможенной пошлиной на нефть.

В отличие от четырех предыдущих пунктов, этот пункт был выполнен. С 1 апреля 2013 года вывозные таможенные пошлины на СУГ и нефть не связаны.

Однако действующий порядок установления ставки экспортной пошлины тоже далек от совершенства.

В настоящее время размер пошлины зависит от котировок агентства Argus на сжиженные углеводородные газы на границе с Польшей (DAF Brest). Для ее расчета берется среднее значение котировок в период с 15 числа каждого месяца до 14 числа следующего месяца.

Если цена на СУГ за период мониторинга ниже $490 за тонну, экспортная пошлина обнуляется (применяете расчетный коэффициент, равный 0).

Основной причиной роста рыночных цен на СУГ в 2018 году, в том числе, явился большой объем экспорта из-за существенного превышения экспортным паритетом внутренних цен, недостаток предложения СУГ на биржевых торгах, результатом чего стал рост биржевых индексов, являющихся ориентиром для оптовых цен.

До июля 2018 года экспортная пошлина была равна нулю. С августа по декабрь 2018 года наблюдался рост ставки экспортной пошлины и, соответственно, снижение рыночной цены СУГ. Однако с января 2019 года пошлина снова обнулилась, а цены пошли вверх.

Вот так, спустя 15 лет с момента принятия Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, игнорируя необходимость создания оговоренных предпосылок и в условиях экстремально высоких рыночных цен на СУГ в 2018 году было отменено государственное регулирование оптовой цены СУГ.

Из перечня продукции производственно-технического назначения, услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляет Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» был исключен сжиженный газ для бытовых нужд.

При этом в текст перечня продукции производственно-технического назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию, утвержденного Постановлением Правительства от 07.03.1995 N 239, добавляется государственное регулирование природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации (т.е. сжиженного природного газа, совершенно иного вида газообразного топлива не пригодного для газоснабжения населения на нужды пищеприготовления). Таким образом, сжиженный углеводородный газ – востребованный коммунальный ресурс на территории России, выпал из правового поля в части государственного регулирования оптовых цен.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы по установлению оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд прекращены, в частности, полностью утратило силу Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 332 (ред. от 04.09.2015) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства».

При этом розничные цены на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, остались регулируемыми, и проблемы газораспределительных организаций, связанные с вступлением в силу Постановления No 1442 только начинаются. Наиболее значительными из них можно назвать следующие:

  1. В настоящий момент на территории Субъектов РФ продолжают действовать розничные цены на СУГ, учитывающие регулируемую оптовую цену СУГ, утвержденную Приказом ФСТ No 143-э/16 от 15.05.2015 г. , а именно 11266 руб./тонна без учета НДС. Кроме того продолжают действовать Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утв. Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 N 129-э/2 . Однако ряд поставщиков СУГ, в частности ООО «Газпром межрегионгаз» поставляет СУГ ГРО по рыночной цене. На 21 марта 2019 г – 21109 руб./тонна (биржевой индекс).
  2. Трудности с компенсацией выпадающих доходов из бюджета субъектов РФ. Право на пересмотр розничной цены в текущем периоде регулирования по этому основанию в проекте новых Методических указаний отсутствует.
  3. ФАС подготовлены поправки в нормативные акты, касающиеся тарифообразования в жилищно-коммунальной сфере, в целях недопущения роста тарифов более чем на 3,5 - 4%. С учетом этого уровня розничные цены на СУГ с большой долей вероятности не повысят до уровня, позволяющего закупать СУГ по рыночной цене. Кроме того, по проекту Методических указаний по регулированию розничных цен в расчет будут принимать наименьшее значение из биржевых и внебиржевых индексов.


Учитывая опасности, которые в последние время таятся в проектах нормативно-правовых актов, нам необходимо очень внимательно отнестись к двум проектам, которые определят будущее тарифообразования в сфере газоснабжения. Как вы уже могли догадаться, оба проекта принадлежат перу ФАС России.

Во-первых, особое внимание конечно необходимо уделить Проекту ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Проектом регламентируются:

  • способы и методы государственного регулирования цен (тарифов);
  • требования к структуре необходимой валовой выручки регулируемых субъектов;
  • полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • порядок установления цен (тарифов);
  • порядок информирования о деятельности органа регулирования тарифов, органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов);
  • государственный контроль (надзор) в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Проектом также закрепляется статус советов потребителей.

Основными принципами ценообразования согласно названному Проекту должны стать следующие:

  1. Введение «эталонного» принципа формирования тарифов. Приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных затрат).
  2. Установление долгосрочных тарифов на срок не менее 5 лет.
  3. Установление цен (тарифов) исходя из экономической обоснованности.
  4. Ограничение возможности региональных регуляторов принимать решения об установлении тарифов, платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней без согласования ФАС России.
  5. Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей.
  6. Стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении регулируемой деятельности.
  7. Прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования при установлении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Вряд ли кто-то в настоящее время сможет доходчиво объяснить, что это за метод – метод эталонных затрат, в чем его исключительность и как его применить в нашей отрасли.

Если говорить общими фразами, то метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат)) применяется в целях установления долгосрочных тарифов, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования для регулируемого субъекта на основе анализа расходов регулируемых субъектов, осуществляющих соответствующий регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках взаимозаменяемых товаров, с учетом показателей, характеризующих в том числе фи- зические параметры производственных объектов.

Метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат)) предполагает сбор и анализ показателей деятельности регулируемых субъектов, осуществляющих соответствующий регулируемый вид деятельности, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках взаимозаменяемых товаров, в целях определения долгосрочных параметров регулирования или нормативов (эталонов) затрат. Сбор и анализ указанных показателей осуществляются регулирующими органами. Установление нормативов (эталонов) затрат осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Базовым принципом метода сравнительного анализа является определение эталонной стоимости оказания услуг с учетом объективных факторов различий организаций на основе фактических данных значений показателей, учтенных органом регулирования при установлении тарифов.

Расчет эталонных расходов организаций осуществляется раздельно для каждой однородной группы организаций на основе сравнения удельных переменным и удельных постоянных расходов в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Тарифы, установленные методом эталонных расходов (затрат), устанавливаются на долгосрочный период, в течение которого не пересматриваются, за исключением перехода регулируемой организации в иную однородную группу организаций. Указанный пересмотр осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Метод эталонных расходов (затрат) применяется на основе анализа зависимости величины нормативов расходов регулируемых субъектов, осуществляющих аналогичный регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере с учетом показателей, характеризующих в том числе технико-технологические параметры производственных объектов.

Целью применения настоящего метода является повышение эффективности организаций, с учетом объективных особенностей их функционирования и обеспечения качества предоставляемых услуг для потребителей.

Данный метод позволяет исключить необоснованные расходы, которые завышают тариф.

При этом совсем недавно Руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил, что за большинство жилищно-коммунальных услуг население России переплачивает более 100% их себестоимости.

По словам Игоря Артемьева, тарифы, например, на воду в соседних регионах могут отличаться в 54 раза.

Руководитель ФАС считает, что виной тому местные власти, до которых не дотягиваются руки антимонопольной службы.

В эфире программы «Поздняков» на телеканале НТВ Игорь Артемьев сообщил, что ситуацию может исправить новый закон о тарифном регулировании, проект которого находится в правительстве.

Выводы из всего этого очевидны - роль ФАС России в тарифном регулировании возрастет, а повышения розничных цен на коммунальные услуги нам с вами ждать не стоит, потому как организации, работающие в сфере ЖКХ и так хорошо живут и получают сверхдоходы, в отличие от социально незащищённых производителей сжиженного газа.

Вторым значимым проектом для газораспределительных организаций, реализующих сжиженный газ населению является Проект Методических указаний по регулированию роз- ничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.

Наиболее значимыми изменениями, в сравнении с ранее принятой методикой, являются следующие:

  1. В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с ростом цен на оплату газа поставщику, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, с учетом ограничения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
  2. В случае превышения экономически обоснованных расходов субъекта регулирования над расходами, принимаемыми регулирующим органом (в том числе в связи с ограничениями индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги) при утверждении розничных цен для населения, возникающая разница возмещается из бюджета субъекта РФ.
  3. В случае, если изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с применением экономически обоснованных розничных цен на сжиженный газ, превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут утверждаться розничные цены на сжиженный газ, применение которых обеспечивает непревышение предельных индексов (льготные розничные цены на сжиженный газ), при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, в котором установлены лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов поставщикам сжиженного газа.
  4. Розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям (далее - категории):

    а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;

    б) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;

    в) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада).

    г) реализация сжиженного газа в резервуарные установки, принадлежащие населению.

    Необходимо обратить внимание, что категория «реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя» исключена из Методических указаний. Это связано с тем, что Разделом ХIV «Особенности продажи бытового газа в баллонах» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 354 не предусмотрена продажа сжиженного газа в баллонах с доставкой до абонента.

    О требованиях безопасности, а также о том, как наши среднестатистические абоненты – пожилые люди, будут доставлять газ до своих домов в отдаленных деревнях в ФАС России, к сожалению, не подумали.

    При этом в Проекте Методических указаний появляется новая категория – «Реализация сжиженного газа в резервуарные установки, принадлежащие населению», что согласуется с содержанием Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, и в частности, с определением термина «внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме».
  5. Розничные цены рассчитываются и устанавливаются в рублях за 1 кг сжиженного газа и/или в рублях за литр с учетом в цене налога на добавленную стоимость (для сжиженного газа из газовых резервуарных установок дополнительно может рассчитываться цена за 1 куб. м) (за исключением случаев, когда поставщик газа используют упрощенную систему налогообложения).

    Видимо это шаг к легализации наполнения баллонов СУГ на АГЗС.
  6. Розничные цены утверждаются на год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации.

    Установленные цены (предельный уровень) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях:

    а) выявление нарушений, связанных с недостоверным предоставлением сведений о доходах и расходах, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, включенных в регулируемые цены;

    б) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. No 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

    в) исполнение решения суда, вступившего в законную силу. Обращаем внимание, что субъект регулирования утрачивает право обращения за пересмотром тарифа по причинам, повлекшим за собой убыточность регулируемого вида деятельности в период регулирования. По иным же основаниям розничная цена может быть, с большей вероятностью, пересмотрена в сторону уменьшения.
  7. Оптовая цена СУГ, учитываемая в розничной цене - это наименьшее значение из среднего значения биржевого индикатора единицы сжиженного газа, определяемого как среднеарифметическое значение за календарный год, предшествующих регулируемому периоду, ежедневных территориальных биржевых индексов первичного и вторичного рынка для Урала и Сибири (код – SIB), рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета и публикуемых на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com) и среднего значения внебиржевого индикатора единицы сжиженного газа, определяемое как среднеарифметическое значение за календарный год, предшествующих регулируемому периоду, ежедневных территориальных внебиржевых индексов первичного и вторичного рынка для Урала и Сибири (код – SIB), рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета и публикуемых на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com).

К сожалению, обсуждение Проекта Методических указаний вот уже третий месяц проходит без участия представителей ГРО, несмотря на наши многочисленные просьбы. При этом к участию в обсуждении привлечены все крупные оптовые поставщики СУГ.

В завершении вспомним, что Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд 2003 года предусматривала два этапа. Второй этап развития рынка СУГ, согласно Концепции, должен продлиться 3-5 лет. В результате реализации мер второго этапа будет сформирован конкурентный оптовый рынок сжиженного газа, а также созданы предпосылки для отмены государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.

Второй этап должен завершиться отменой государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ.

Так что вернемся к обсуждению этого вопроса через 5 лет, и хотелось бы надеяться, что количество участвующих в обсуждении ГРО не сократится.

Польских А. В. – руководитель юридического управления ОАО «Алтайкрайгазсервис»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить