Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Проблемы правового регулирования в сфере технического обслуживания и эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

27 августа 2021 г.

Многие газовые хозяйства России, являются хранителями и продолжателями традиций трестов по эксплуатации городских газовых хозяйств, образованных в СССР в 50-х годах ХХ века.

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 30 января 1954 года N 173 «О дальнейшем развитии снабжения газом городов РСФСР» организовывались лаборатории для осуществления контроля за качеством электросварочных работ, изоляции и за состоянием городских газопроводов, а также положено начало массовой подготовке мастеров и квалифицированных рабочих для вновь газифицируемых городов РСФСР. Так, например, при Саратовском филиале института технического обучения Министерства коммунального хозяйства РСФСР были организованы межобластные 3-месячные курсы по подготовке (с отрывом от производства) с выпуском 120 человек в год.

Подготовка квалифицированных работников по монтажу, пуску, наладке, эксплуатации и ремонту в газовом хозяйстве являлась важнейшим условием эффективного и безопасного использования газового топлива в быту. В связи с этим Ленинградское отделение издательства Недра в 1963 г. предприняло издание серии Библиотека мастера газового хозяйства, рассчитанной на слесарей и мастеров газового хозяйства.

Газовые хозяйства с многолетней историей, особенно ценят сотрудников, чей стаж работы в газовой отрасли исчисляется десятилетиями, а подготовка мастеров и слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования, безусловно, основана на передаче опыта и наставничестве старших мастеров, воспитанных, в том числе, на книгах издательства Недра.

Мы обладатели тайного знания о том, как правильно выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Мы еще помним время, когда слесарь газового хозяйства приходил в каждую газифицированную квартиру, выполнял все необходимые работы и не брал за это денег, и при этом ни у кого из жильцов не возникало мысли о том, что можно не впустить в квартиру газовика.

Мы хранители «древних манускриптов», в которых описан порядок выполнения работ.

Вот эти документы:

  • Правила технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации (дата окончания действия - 1 марта 2004 г.).
  • ПБ 12-245-98 Правила безопасности в газовом хозяйстве (дата окончания действия - 1 сентября 2000 г.).
  • ОСТ 153-39.3-051-2003 Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки (дата окончания действия - 1 января 2013 г.).

Подробно и понятно написанные, привычные, знакомые, прекрасные, но... к сожалению, утратившие силу.

Самые опытные слесари своими глазами видели мастеров, которые всё это прочли, и теперь из уст в уста передают секреты мастерства... Как сказка о мудрых героях звучит неплохо, а как правда жизни – удручает. Ведь взамен не принято и не издано ничего подобного. При этом за последние несколько лет появилось довольно много новых организаций, оказывающих низкокачественные услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования.

Уже становится традицией, что я рассказываю о судьбоносном влиянии ФАС России на газовую отрасль. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования также не укрылось от внимания названной службы. Именно благодаря антимонопольной службе утвердилось мнение, что рынок ТО ВДГО должен быть конкурентным.

По мнению ФАС России, это должно положительно сказаться как на качестве оказываемых услуг, так и на цене для потребителей услуг.

С принятием Верховным Судом РФ Решения от 10.12.2013 N АКПИ13-826 «О признании недействующими пунктов 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа» этот рынок окончательно стал конкурентным.

Однако такая конкуренция повлекла за собой только негативные последствия, так как требования к специализированным организациям и порядку выполнения работ до сих пор четко не регламентированы.

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091 был введен в действие Раздел IX Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила 410), устанавливающий требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также выполняющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Указанные требования нуждаются в существенной доработке и конкретизации в связи со следующим:

Пунктом 91 Правил No 410 предусмотрено, что специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники).

Однако в данной норме не указано, какое минимальное количество сотрудников и какой специальности должна иметь специализированная организация для качественного выполнения работ. Кроме того, не указано, что эти сотрудники должны иметь рабочее место в том населенном пункте, в котором располагается многоквартирный жилой дом, в отношении которого специализированной организацией оказываются услуги.

На практике это приводит к тому, что исполнитель имеет в штате двух сотрудников, находится за тысячи километров от объекта и не может оперативно выполнять работы, особенно ремонтные, и реагировать на аварийные ситуации. При этом согласно Правилам No 410 услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО входят в предмет одного договора.

Необходимо отметить, что согласно п. 45. Правил No 410, работы по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должны быть начаты в течение 1 суток с момента поступления от заказчика соответствующей заявки, если нормативными правовыми актами не установлены требования по незамедлительному проведению ремонтных работ.

Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, абонентам необходимо обеспечивать круглосуточную подачу газа.

Кроме того, ни одним действующим и обязательным к применению документом не предусмотрен порядок выполнения работ, в том числе газоопасных работ, в многоквартирном жилом доме. Правила No 410 содержат лишь минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирно- го газового оборудования.

Ранее можно было обосновать применение к таким объектам Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года N 542, так как сфера их применения не была четко определена в самом документе.

В связи с реализацией «регуляторной гильотины» взамен выше названных Правил вступили в силу ФНиП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 531, которые распространяют свое действие исключительно на опасные производственные объекты, к которым многоквартирные дома не относятся.

Существующий ГОСТ Р 54961-2012, утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 22.08.2012 N 251-ст для добровольного применения. Организация самостоятельно принимает решение о применении или неприменении тех или иных документов в области стандартизации.

Обобщая изложенное, необходимо констатировать, что газораспределительные организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО, имеют штат обученных и опытных специалистов, выполняют работы на основании внутренних регламентов, в основу создания которых положены в том числе уже утратившие силу документы, а также применяют ГОСТ Р 54961-2012.

Именно газораспределительные организации, в отличие от иных специализированных организаций, заинтересованы в выполнении всего необходимого комплекса работ максимально качественно, чтобы обеспечить бесперебойное газоснабжение населения, предотвратить возможные аварийные ситуации и отключения потребителей.

При этом цена всех необходимых работ зачастую выше той, что предлагают специализированные организации, не являющиеся газораспределительными.

И к сожалению, в последние два года именно цена определяет выбор специализированной организации - исполнителя управляющими организациями, уполномоченными заключать договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В условиях пандемии в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID19) в 2020 году в ряд нормативно-правовых документов внесены изменения, фактически исключающие возможность применения мер штрафного характера к гражданам, не производящим оплату за оказанные жилищно-коммунальные услуги, что повлекло за собой снижение уровня платежной дисциплины граждан, а следовательно, снижение процента собираемости платежей за жилищные и коммунальные услуги.

Кроме того, в условиях пандемии к управляющим компаниям предъявляются дополнительные требования по ежедневной дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах, что привело к увеличению объема работ и затрат, в том числе, на обеспечение средствами индивидуальной защиты, приобретение дезинфицирующих средств, оплату сотрудникам за работу в выходные дни.

Данные мероприятия не предусмотрены договорами управления, и соответственно, не включены в размер платы за содержание и ремонт.

Кроме того, в целях сдерживания социальной напряженности, тарифы на содержание и ремонт многоквартирных домов во многих регионах не менялись с 2013 года, управляющим компаниям не позволяли индексировать жилищную услугу.

В таких условиях недобросовестные исполнители привлекают управляющие организации низкой ценой своих услуг. При этом какие-либо работы, в некоторых случаях, ими совсем не проводятся.

Особые споры вызывает объем и порядок выполнения работ на резервуарных установках.

Согласно п. 2 Правил No 410 в состав ВДГО входят резервуарные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом. Однако в приложении к Правилам No 410, содержащем минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, не указано ни единого вида работ на резервуарной установке.

Согласно подпункту «е» пункта 43 Правил No 410 специализированная организация – исполнитель обязана осуществлять техническое обслуживание резервуарной установки (для одного домовладения) сжиженных углеводородных газов, входящей в состав внутридомового газового оборудования не реже 1 раза в 3 месяца. При этом понятия «домовладение» не охватывает многоквартирные жилые дома. С какой периодичностью необходимо производить указанные работы на резервуарных установках многоквартирных домов, документ умалчивает.

Согласно подпункту «а» пункта 43 Правил No 410 специализированная организация обязана осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год.

Однако такая периодичность не обеспечивает безопасность эксплуатации надземных газопроводов.

В соответствии с ФНиП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 532, газораспределительные организации производят обход трасс надземных и подземных газопроводов с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца (это может быть и один раз в неделю и один раз в месяц).

Такая периодичность позволяет предотвратить возникновение аварийных ситуаций, связанных с утечкой газа на участках надземных и подземных газопроводов, а также минимизировать риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в связи с такими аварийными ситуациями.

Однако, как мы уже сказали ранее, действие ФНиП не распространяется на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту резервуарных установок и газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования.

Во многом указанные проблемы связаны с тем, что Правила No 410, как и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила No 549), написаны в первую очередь для объектов, снабжаемых природным, а не сжиженным углеводородным газом.

В отсутствие четко регламентированных «правил игры» ситуацию усугубляет отсутствие должного контроля за деятельностью специализированных организаций со стороны надзорных органов на каждом из этапов такой деятельности:

1. На этапе начала осуществления деятельности специализированной организации:

Специализированная организация до начала своей деятельности по ТО и ремонту ВДГО и ВКГО обязана направить в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом какая-либо проверка соответствия специализированной организации даже тем скудным требованиям, перечисленным в Правилах No 410, не производится. Сведения из уведомления всего лишь вносятся в Реестр.

2. На этапе заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования:

Сотрудники и руководители управляющих организаций, являющихся заказчиками по договорам такого вида, не обладают достаточными познаниями, чтобы определить, соответствует ли специализированная организация необходимым требованиям и способен ли исполнитель выполнить весь комплекс необходимых работ.

Однако в проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», вынесенном на общественное обсуждение в 2020 году, предлагается возложить обязанность по проверке специализированной организации на соответствие требованиям, установленным Правилами No 410, именно на заказчика. Хотя заказчик, как уже отмечалось выше, на первое место в числе критериев выбора ставит цену договора.

При этом газораспределительная организация в соответствии с действующими нормативными документами не наделена правом требовать от управляющей или специализированной организации какие­-либо документы, подтверждающие компетентность исполнителя. А кто как не ГРО обладает необходимыми специалистами для такой оценки?

Кроме того, некоторые управляющие организации отказывают ГРО в предоставлении копий заключенных договоров, ограничиваясь лишь письменным сообщением о том, с какой организацией заключен договор и на какой срок.

3. На этапе исполнения договора и проведения ТО ВДГО:

Надзорные органы при проведении проверок зачастую ограничиваются формальным запросом копий договоров и актов выполненных работ, не производя детальную оценку соответствия специализированной организации хотя бы минимальным требованиям и не контролируя качество работ. Во многом это обусловлено отсутствием специалистов, обладающих необходимыми знаниями для такой проверки. К сожалению, детальные проверки производятся следователями, но уже после возникновения аварийной ситуации.

В связи с изложенным, в целях недопущения аварийных ситуаций в кратчайший срок необходимо на законодательном уровне установить, что работы по ТО ВДГО/ВКГО могут проводить только газораспределительные организации, имеющие в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, либо четко регламентировать требования к специализированным организациям и порядку выполнения работ, а именно:

  • разработать и утвердить Правила проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
  • конкретизировать требования Раздела IX Правил No 410 к штату и квалификации сотрудников специализированных организаций. Дополнить указанный раздел требованием к специализированной организации, обязывающим такие организации иметь в штате сотрудников, рабочее место которых располагается в том населенном пункте, в котором находится многоквартирный жилой дом, в отношении которого оказываются услуги по ТО и ремонту ВДГО;
  • в случае, если рынок оказания услуг по ТО ВДГО останется конкурентным, порядок начала осуществления этого вида деятельности должен стать не уведомительным, а разрешительным, чтобы минимизировать риск заключения договоров на ТО и ремонт ВДГО с недобросовестными исполнителями.

Одним из возможных механизмов проверки специализированных организаций на соответствие обязательным требованиям могла бы стать проверка со стороны ГРО при заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.

Согласно п. 7 Правил No 410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).

Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения.

На наш взгляд, необходимо наделить газораспределительную организацию правом на отказ от заключения соглашения в случае, если специализированная организация не отвечает требованиям Раздела IX Правил No 410.

Также необходимо отметить, что в действующей редакции Правил No 410 правовая конструкция подобного Соглашения недостаточно проработана и вызывает ряд вопросов, а именно:

  • Не ясна цель заключения Соглашения. Имеет ли такое соглашение декларативный характер и закрепляет лишь перечень объектов, в отношении которых ГРО и специализированная организация совместно реагируют на аварийные ситуации, или по сути это договор подряда, предусматривающий оказание услуг, в том числе возмездно, со стороны ГРО?
  • Нет единой формы Соглашения. Каждая ГРО, а также некоторые специализированные организации изобретают свою форму такого документа, в связи с чем процесс согласования и преддоговорных споров иногда затягивается более чем на год.
  • Нет единого подхода к возмездности Соглашения. Для ГРО, осуществляющих транспортировку природного газа, затраты, связанные с осуществлением аварийно-диспетчерского обеспечения ВДГО и ВКГО должны подлежать включению в тариф на услуги по транспортировки газа по газораспределительным сетям.

Однако для ГРО, осуществляющих газоснабжение населения сжиженным углеводородным газом, такой тариф не устанавливается. Для таких ГРО затраты, связанные с осуществлением АДО необходимо включать в розничную цену на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд, или допускать взимание платы по соглашению со специализированных организаций.

Недостаточная проработанность правовой конструкции Соглашения порождает множество жалоб со стороны специализированных организаций на действия ГРО в территориальные подразделения ФАС РФ. При этом указанием в Правилах No 410 на недопустимость отказа в заключении Соглашения со стороны ГРО фактически установлена презумпция вины ГРО в случае жалоб специализированных организаций (даже недобросовестных) в надзорные органы.

В дополнение к сказанному хотелось бы сказать о проблемах на рынке оказания услуг по монтажу индивидуальных приборов учета газа в квартирах граждан.

Специалисты газовых хозяйств регулярно выявляют опасные случаи выполнения работ по монтажу газового оборудования в жилых помещениях абонентов неспециализированными организациями, не отвечающих требованиям безопасности.

Работы проводят сотрудники организаций, зарегистрированных в разных регионах России, но с идентичным наборов услуг и формами составляемых документов.

Указанные организации не имеют в штате квалифицированных и опытных сотрудников по монтажу газового оборудования, а также не соответствуют иным критериям, предъявляемых к специализированным организациям. После выполнения ими работ обнаруживаются утечки газа, выявляется использование некачественных материалов, нарушения в технологии монтажа газового оборудования, вследствие чего возникает реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, взрыва газа в многоквартирных домах.

Проблема является актуальной для многих газораспределительных организаций, учитывая, что такие лжегазовики действуют под их именем, вводя в заблуждение абонентов.

В зоне риска в данном случае оказываются пожилые граждане. Услуги им оказываются не только с существенными нарушениями правил безопасности, но и по существенно завышенным цена.

В целях минимизации риска от деятельности подобных организаций необходимо внести ряд изменений в существующие нормативно-правовые акты, а именно:

  • Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, а также Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, и закрепить в них, в частности, следующее:
  • Работы по первичной установке и замене приборов учета газа вправе выполнять только специализированная организация, отвечающая требованиям Раздела IX Правил No 410, сведения о которой содержатся в Реестре уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
  • Работы по первичной установке и замене приборов учета газа, а также замене запорной арматуры и иного оборудования в составе ВКГО могут производится только на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО), заключенного в соответствии с требованиями Правил No 410.
  • Поставщик газа вправе отказать абоненту в опломбировке прибора учета газа, если прибор установлен неспециализированной организацией.
  • За установку приборов учета газа, а также монтаж ВКГО (или любое иное вмешательство в работу ВКГО) неспециализированной организацией должна следовать жесткая административная ответственность, а в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан – уголовная ответственность, как для исполнителя, так и для заказчика.

Обсуждение проблемы правового регулирования в сфере технического обслуживания и эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на заседании научно-технического Совета Ассоциации показало, что одной из наиболее важных проблем является отсутствие нормативно закрепленной возможности заключать комплексные договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО с управляющими организациями. Предлагаемая в настоящее время в проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», типовая форма договора не в полной мере отвечает потребностям исполнителей.

В связи с изложенным, совершенно очевидно, что членам Ассоциации необходимо активно участвовать в создании и обсуждении проектов нормативных документов, регламентирующих порядок эксплуатации, технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, так как только практикующие специалисты смогут оценить весь круг существующих проблемных вопросов и найти наилучший способ их решения.

При этом особенно необходимо участие газораспределительных организаций, осуществляющих снабжение населения сжиженным углеводородным газом, так как особенности газоснабжения данным видом газа до настоящего времени практически не учтены в нормативных документах.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам
АО «Красноярсккрайгаз» А.В. Польских


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить