Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Выставки Газификация Журнал Консалтинг Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Изменения законодательства в области промышленной безопасности в рамках «регуляторной гильотины». Новые федеральные нормы и правила

10 сентября 2021 г.

В 2020-2021 гг. нормативная база Российской Федерации претерпела значительные изменения, причиной тому стала реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина»). Впервые о проведении тотальной ревизии контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма («регуляторной гильотины») предложил в январе 2019 года председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.

После обращения к Федеральному Собранию Президент России подписал перечень поручений NoПр-294 от 26 февраля 2019 г. Подпунктом «б» пункта 3 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и ввести в действие новые нормы, содержащие актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Основная идея реформы - возможность быстрого пересмотра и отмены значительного числа нормативных актов в целях выявления норм, противоречащих законодательству (или друг другу), а также экономически неэффективных, неработающих и нецелесообразных правил, в результате реализации которых невозможно достигнуть положительных результатов, тем более, если это влечет за собой существенные необоснованные расходы, связанные с предотвращением рисков.

Регуляторная гильотина направлена на достижение следующих целей:

  • повышение уровня безопасности
  • устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Реализация реформы контрольно-надзорной деятельности проводилась в двух направлениях:

  • построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу
  • установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.

В результате проведенной реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины»):

  • приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях»;
  • разработано и согласовано новое нормативное регулирование для каждой сферы общественных отношений, включая проекты федеральных законов и подзаконные акты;
  • пересмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • сокращено на 33% количество обязательных требований;
  • принято новое нормативное регулирование во всех сферах общественных отношений.

Для сетей газораспределения, являющихся опасными производственными объектами, особый интерес представляют изменения законодательства в области промышленной безопасности в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ No116) вносят во исполнение пункта 5 подраздела «Сокращение издержек на выполнение избыточных требований в сфере промышленной безопасности» раздела 5.3. «Улучшение делового климата» Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол No 36, раздел VII) No П13-60855 от 2 октября 2020 г.

Целями законопроекта является снижение расходов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанных с необходимостью проведения экспертизы промышленной безопасности.

Для сокращения избыточной финансовой нагрузки на эксплуатирующие организации законопроектом предлагается исключить из предмета экспертизы промышленной безопасности не относящиеся к нему по своему фактическому содержанию вопросы продления срока эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах, а также технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Правом принятия решения о продолжении эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, предлагается наделить руководителя эксплуатирующей организации (руководителя структурного подразделения) с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, а также технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

06.04.2021 г. законопроект No 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» внесен в Госдуму.

По проекту оборудование (техническое устройство) по истечении срока службы будет подлежать техническому диагностированию вместо экспертизы промышленной безопасности. Его будут проводить специалисты, которые отвечают требованиям определенного профстандарта (его установят отдельно), или эксперты в области промбезопасности.

Решение продолжить использовать устройство с учетом результатов диагностики примет руководитель эксплуатирующей организации или ее обособленного структурного подразделения. Документ может быть бумажным или электронным. Его копию с диагностическим заключением потребуют направить в Ростехнадзор в течение 14 рабочих дней с даты принятия решения.

Экспертиза промбезопасности технических устройств останется лишь до начала его эксплуатации на опасном производственном объекте, в случаях, если техрегламент не устанавливает другую форму оценки соответствия устройства требованиям.

Сходные поправки хотят принять и в отношении многих производственных зданий и сооружений. Согласно законопроекту новше- ства заработают с 1 марта 2022 года. Кроме того, установят переходные положения.

Основанием для продления эксплуатации технического устройства, зданий и сооружений будет являться просто заключение эксперт- ной организации, которая не несёт прямой юридической ответственности.

18.05.2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект позволяющий продлевать сроки эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах решением руководителя эксплуатирующей организации. Комитету Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поручено доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

Согласно статье 4 главы 1 ФЗ No116 правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется ФЗ No116 другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 г. No 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.» были отменены ранее действовавшие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

Взамен федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 г. No 542) введены обновлённые нормы приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. No 531.

Новая редакция вступила в силу с 01.01.2021 г. и имеет ограниченный срок действия до 01.01.2027 г.

Основные изменения, которые внесены в приказ Ростехнадзора No531, коснулись корректировки ссылок на нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также редакционных правок, в том числе стилистических и орфографических.

В обновленных «Правилах безопасности сетей газораспределения и газопотребления» откорректирована область применения, они не распространяется на газопроводы давлением до 1,2 МПа, предназначенных для обеспечения технологического процесса и функционирования площадных сооружений магистральных газопроводов и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а также на технологические трубопроводы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

В раздел «Газоопасные работы» добавлено новое требование - газоопасные работы, не требующие оформления наряда-допуска на их производство, могут выполняться двумя работниками, один из которых назначается руководителем работ.

В перечень повторяющихся газоопасных работ, выполняемых без наряда-допуска, включены следующие работы:

  • технический осмотр газопроводов и ПРГ;
  • техническое обслуживание ПРГ (шкафного исполнения), осуществляемое без снижения давления газа у потребителей;
  • проверка состояния охранных зон газопроводов;
  • контроль интенсивности запаха газа;
  • контроль давления газа в сети газораспределения и газопотребления.

Требования к нарядам-допускам на газоопасные работы конкретизированы в части их оформления (например, не допускается заполнение карандашом или наличие исправлений в тексте).

Реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина») проведена, новая система законодательства действует с 01.01.2021 г., насколько эффективны проведенные мероприятия, покажет только время.

Н. А. Кострикина, начальник комплексной лаборатории No 1 НИЦ АО «Гипрониигаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Новый член Ассоциации: ООО «Итгаз»

ООО «Итгаз»
Полиэтиленовые газопроводы. Пособие по проектированию и строительству



Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ «Экс-Форма»

Опыт применения оборудования телеметрии в шкафных газорегуляторных пунктах ООО ПКФ Экс-Форма



Компания ГАЗОЙЛ


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить